Вчера в Советском райсуде Брянска начался суд над уволенным в сентябре 2014 года президентом в связи с «утратой доверия» губернатором Брянской области Николаем Дениным. Он обвиняется в злоупотреблении полномочиями. По версии СКР, бывший чиновник выделил более 21,8 млн руб. для нужд подконтрольной его семье коммерческой организации — ОАО «Снежка». Сам господин Денин заявил в суде о своей невиновности.
Процесс, который ведет председатель Советского райсуда Артем Устинов, начался с 20-минутным опозданием. В начале заседания зампрокурора Брянской области Игорь Таратонов огласил обвинительное заключение. Из него следовало, что господин Денин обвиняется СКР в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 285 УК РФ — «Злоупотребление должностными полномочиями лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации». По версии следствия, в декабре 2011-го и январе 2012 года губернатор подписал распоряжение о выделении из резервного фонда региона более 21,8 млн руб. для нужд подконтрольной его семье коммерческой организации — ОАО «Снежка». Следователи считают, что бюджетные средства были выделены в отсутствие законных оснований и израсходованы обществом на текущую финансово-хозяйственную деятельность под предлогом ликвидации последствий взрыва в одном из производственных помещений, произошедшего из-за нарушения требований техники безопасности. Поводом для возбуждения уголовного дела послужили материалы, поступившие из регионального УФСБ. В сентябре 2014 года Николай Денин за «утрату доверия» был отправлен в отставку президентом.
Свою вину экс-губернатор категорически не признает. Более того, комментируя свои действия в 2011–2012 годах, господин Денин уверял, что фактически спас регион от экологической катастрофы. «Взрыв на “Снежке” в 2011 году, вследствие которого был разрушен кормоцех, СКР характеризует как событие локального характера, которое якобы незаконно было расценено как ЧП. Но это было реальное ЧП, которое могло повлечь за собой гибель и разложение более 1 млн птиц. Переработать такой объем, было просто невозможно, а это значит, начался бы массовый падеж и разложение птицы на “Снежке”. Традиционно роза ветров идет на Брянск, который располагается всего в 300–400 м от птицефабрики. Это могло быть экологической катастрофой»,— утверждал господин Денин.
Затем суд допросил свидетелей — экс-начальника ГУ МЧС по региону Александра Кобзева, экс-начальника мониторинга ЧС пожарно-спасательной службы Александра Лебедева и бывшего руководителя аппарата областной администрации Юрия Борисова, которого в СМИ называют главным обвинителем и разоблачителем экс-губернатора. Участников разбирательства главным образом интересовало, являлся взрыв на «Снежке», в результате которого два человека погибли, а еще трое пострадали, локальным или региональным ЧП. В зависимости от ответов свидетелей суд в итоге должен решить, имела ли комиссия по чрезвычайным ситуациям Брянской области законные основания принимать решение о выделении денег из регионального резервного фонда на ликвидацию последствий этого ЧП.
Александр Кобзев заявил, что взрыв на «Снежке» был региональной катастрофой, Александр Лебедев сказал, что являлся локальным ЧП, но по масштабам ущерба и необходимости ликвидации последствий — региональным. Юрий Борисов, который ко времени ЧП уже был уволен из обладминистрации, заявил, что взрыв являлся происшествием, не выходящим за пределы кормоцеха. Отметим, что до 2005 года господин Борисов сам работал на «Снежке», а когда Николай Денин возглавил область, стал руководителем аппарата областной администрации. Правда, был уволен, после чего стал главным разоблачителем губернатора.
В суде свидетель Борисов называл подсудимого «бандитом и вором», перебивал председательствующего, повышал на него голос и говорил зачастую не по делу, за что в итоге и был удален из зала суда. Самому же экс-губернатору суд продлил домашний арест до 18 декабря. Предполагается, что к этой дате закончится и судебное разбирательство по его делу.