Суд обязал «российского Сороса» заплатить в казну 47,9 млрд рублей

Источник
Мосгорсуд удовлетворил беспрецедентные требования налоговиков к осужденному финансисту Андрею Шмакову.
Мосгорсуд присудил взыскать по иску Федеральной налоговой службы (ФНС) беспрецедентную для российского правосудия сумму, равную бюджету Московской области, — 47,9 млрд рублей с Андрея Шмакова, руководителя ОАО «ИФГ «Гленик-М». Это была одна из крупнейших инвестиционных компаний, которая работала на рынке ценных бумаг. Судьи посчитали, что это сумма неуплаченных налогов на прибыль юридическим лицом ОАО «ИФГ «Гленик-М» за 2006–2007 годы. 

В июле 2013 года Шмакова уже признали виновным в неуплате налога на прибыль и осудили на 2,5 года колонии общего режима. Однако, по данным правоохранительных органов, компания Шмакова не только химичила с налогами, но и была одной из крупнейших контор в стране, которые занималась выводом денег за рубеж. Защита осужденного бизнесмена утверждает, что таких денег у их клиента нет и никогда не было и они обжалуют решение в Верховном суде.

Инвестиционная компания «Гленик-М» была создана в 2003 году бывшим владельцем международной биржи наукоемких и информационных технологий — «Бинитек» Андреем Шмаковым и уже через каких-то пару лет стала лидером среди российских предприятий по темпам капитализации. К 2008 году уставный капитал «Гленик-М» составлял 150 млрд рублей, это в полтора больше, чем уставный капитал «Газпрома» (100 млрд рублей). Бизнесмены называли Андрея Шмакова хитроумным финансовым гением и российским Соросом, а в 2010 году к владельцу «Гленик-М» пришли с обыском следователи ФСБ.

Оказалось, что капитализация фирмы увеличивалась только на бумаге: векселя и облигации выпускали родственные компании, независимая оценка была поддельной; уставный капитал надувался исключительно для создания схемы по выводу денег за рубеж.

— Схема была довольно простой, но эффективной: бизнесмены в России переводили на счета «Гленик-М» средства для покупки якобы ценных бумаг за рубежом, — рассказывает источник в правоохранительных органах. — После чего эти деньги переводились на счет люксембургской «Гленик», а оттуда на счет «заказчика». Масштаб деятельности Шмакова просто завораживал: так, только в 2008 году через счета «Гленик» прошло более 147 млрд рублей.

Впрочем, за решетку Шмаков попал не по профильной 171-й статье УК РФ «Предпринимательская деятельность с нарушениями правил регистрации или лицензирования или без лицензии, а также представление госорганам документов, содержащих заведомо ложные сведения», а за неуплату налогов.

— Пока шла разработка Шмакова, в силу вступили медведевские поправки в УК по экономическим статьям, и предоставление документов с ложными сведениями перестало считаться уголовкой, поэтому Шмакова можно было привлечь лишь за неуплату налогов, — сообщает собеседник.

Как следует из материалов уголовного дела и проверок ФНС, в 2006–2007 годах совладельцами ОАО «ИФГ «Гленик-М» было осуществлено увеличение уставного капитала на сумму 55 млрд рублей и 80 млрд рублей. Оценщиком выступало ООО «Юстон», которое не имело необходимых ресурсов для проведения оценки, а сама оценка не проводилась. Ценные бумаги, внесенные в уставный капитал «Гленик-М», не имели обеспечения, а компании-эмитенты данных бумаг были подконтрольны Шмакову. 

При этом, по мнению ФНС, указав многомиллиардную прибыль в документах, Шмаков должен был заплатить и налог на нее: 32,3 млрд рублей, а также набежавшие пени 15,5 млрд рублей. Летом 2013 года Андрей Шмаков был приговорен к 2,5 годам лишения свободы за неуплату налогов. ФНС просила взыскать со Шмакова и налог на прибыль в сумме 47,9 млрд рублей, но в этом ей было отказано. Тогда налоговики с гражданским иском пошли в апелляционную инстанцию Мосгорсуда.

Защита Шмакова считает доводы налоговиков несостоятельными.

— Приговором по уголовному делу установлено, что ФНС вынесла решение о привлечении налогоплательщика к ответственности в августе 2010-го, на тот момент Шмаков там уже больше полугода не возглавлял общество. К тому же решение вынесено в отношении самого ОАО «ИФГ «Гленик-М», то есть организации, в приговоре суда отсутствуют выводы об обязанности Шмакова как физического лица нести ответственность в качестве налогоплательщика, — следует из позиции защиты.

Однако суд встал на сторону налоговиков и постановил взыскать со Шмакова всю сумму в полном объеме.

Александр Захаров из Paragon Advice Group говорит, что брокерские компании и после скандала с «Гленик-М» продолжают выводить средства за рубеж по похожим схемам.

— Думаю, что подобные схемы и сейчас могут существовать, но после такого беспрецедентного решения суда мотивация к таким схемам у заинтересованных лиц снизится, — замечает Захаров.

Адвокат Владимир Жеребенков считает, что в реальности взыскать эту сумму невозможно и она так и останется только на бумаге в решении судей Мосгорсуда.

— По идее платить миллиарды в казну должно юридическое лицо, — поясняет Жеребенков. — Но если уставный капитал компании был раздут искусственно, то взыскать ничего не удастся. Суд автоматически пошел навстречу налоговикам, но толку от этого не будет. Ну, запретят ему после выхода на свободу выезжать за границу, возможно, все-таки еще найдут и арестуют какое-то имущество, а потом должник сделает себе инвалидность и будет до самой смерти с пенсии платить 50% государству в счет долга.

Согласно решению Арбитражного суда города Москвы, в отношении ОАО «ИФГ «Гленик-М» в рамках дела о банкротстве уже закончено конкурсное производство. Еще в 2010 году был наложен арест на счета компании, арестованы 112 млн рублей, принадлежащих третьим лицам. Как следует из судебных документов, претензии к самому Шмакову в рамках дела о банкротстве остались неудовлетворенными «ввиду отсутствия у должника имущества».

— Я живу с ребенком на съемной квартире, если бы мы были так богаты, как нас выставляют, то мы бы давно уже клубы футбольные за границей покупали или яхты — с такими-то доходами, но уж точно бы в Англию переехали, — говорит жена Андрея Шмакова, экс-депутат Госдумы Кира Лукьянова. — Конечно, таких денег у нас нет и никогда не было, это были чужие средства. Вообще произошла подмена понятий — ведь аресты на счета компании уже наложены, а мой муж уже понес уголовное наказание, так почему его еще раз наказали за то же самое?

По данным базы СПАРК, 30% ОАО «ИФГ «Гленик-М» принадлежат кипрской компании Glenic Investment Limited, еще 39% — Андрею Шмакову, 26% — его жене Кире Лукьяновой, пятью процентами владеет Юрий Техников. Также Шмакову принадлежит ОАО «АИФ «Национальный инвестиционный приоритет», а также доля в ЗАО «Бейси» и ООО «ЕвроСтройИнвест». Совместно с женой он также владеет торговой компанией «Золотая гроздь» и является соучредителем благотворительного фонда «Лучик надежды».