Свердловский областной суд вернул в прокуратуру уголовное дело Владимира Кузнецова, который, по версии следствия, является «смотрящим» за Верхней Салдой и занимает высшее положение в преступной иерархии. Он обвиняется в мошенничестве с квартирами, легализации средств и принуждении к сделке. По данным “Ъ”, суд во время предварительного слушания указал на неконкретность обвинения именно по факту того, какое место Кузнецов занимает в преступном мире.
О том, что суд вернул уголовное дело 53-летнего Владимира Кузнецова в прокуратуру, “Ъ” сообщил его адвокат Алексей Макуха, и подтвердили в пресс-службе облсуда. Владимир Кузнецов был задержан в Верхней Салде в феврале 2020 года сотрудниками отдела по борьбе с организованной преступностью управления уголовного розыска ГУ МВД по Свердловской области. Ему инкриминируют занятие высшего положения в преступной иерархии (ст. 210.1 УК РФ), а также 17 эпизодов мошенничества, совершенных организованной группой в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), принуждение к совершению сделки (ч. 1 ст. 179 УК РФ) и легализацию денежных средств (ч. 4 п. «а» ст. 174.1 УК РФ). Дело расследовало ГСУ МВД по Свердловской области. Материалы дела были возвращены в прокуратуру по ходатайству адвоката, поданного к предварительному слушанию, которое состоялось в понедельник, 24 мая.
«Материалы вернули в прокуратуру для устранения недостатков в связи с тем, что следствие в обвинении допустило абстрактные формулировки и не указало, в чем именно усматривается авторитет Кузнецова по занятию положения в преступной иерархии. Мы трижды знакомились с материалами дела по ст. 217 УПК РФ и каждый раз предупреждали следователя о неконкретности обвинения»,— рассказал “Ъ” господин Макуха, подчеркнув, что в регионе это первое дело по ст. 210.1 УК РФ (введена в апреле 2019 года), а в России этот состав пока применяли только к «ворам в законе».
В основу уголовного дела Владимира Кузнецова легли эпизоды мошенничества с квартирами социально неблагополучных граждан, среди которых были алкоголики, бывшие заключенные и инвалиды.
Так, по версии следствия, злоумышленники спаивали потерпевших (в деле их около десятка), обманным путем переписывая их квартиры. Помимо Кузнецова обвиняемыми в деле проходят еще три человека: Николай Зимин (17 эпизодов мошенничества, легализация средств, принуждение к совершению сделки), Нина Боровкова (два эпизода мошенничества) и Зурия Тарскова (покушение на мошенничество). Собеседник “Ъ” в правоохранительных органах рассказал, что свою вину признала и дала показания только Зурия Тарскова.
Владимир Кузнецов имеет несколько судимостей по разным статьям УК РСФСР. Последний срок он получил в 2014 году за укрывательство преступления в рамках уголовного дела об убийстве (год и десять месяцев). По словам адвоката, в момент последнего преступления в 2013 году, за которое был осужден Кузнецов, бывший глава регионального ОБОП Константин Строганов в СМИ называл «смотрящим» за Верхней Салдой Сергея Самойлова (известен как Щепа). До или после того про других «смотрящих» речи не было. Хотя в материалах дела говорится, что Владимир Кузнецов стал «смотрящим» за Верхней Салдой в 2009 году.
Защита предполагает, что ст. 210.1 УК РФ в отношении Кузнецова «притянули» для содержания его под стражей по тяжкому преступлению и оказания давления на остальных подсудимых по эпизодам мошенничества.
По словам адвоката, его подзащитный провел под стражей десять месяцев, сейчас он находится под запретом определенных действий. «Дело в том, что в обвинении по мошенничеству следствие не указывает, какие действия совершил Кузнецов»,— рассказал адвокат. Он отметил, что во время расследования его подзащитного содержали в одиночной камере, что позже и стало основанием назвать его «смотрящим».
«То есть они сами решили, что он преступный авторитет, поместили его как преступного авторитета в одиночку, после этого пишут, что его нахождение в одиночке в период следствия по этой статье является подтверждением, что он занимает высшее положение»,— рассказал адвокат. Сам Кузнецов все обвинения отрицает. Хотя факт знакомства с другими фигурантами дела он подтвердил, но утверждает, что это были личные отношения.
По словам Алексея Макухи, Владимир Кузнецов был лично знаком с потерпевшими по трем-четырем эпизодам, остальным он неизвестен.
«Поэтому ему вменили организованную группу. Якобы он распределял роли, но напрямую с потерпевшими не общался. Он должен был совершать какие-то действия, общее руководство, решение конфликтов в будущем, но что конкретно делал, в обвинении не указано»,— пояснил адвокат.
Он отметил, что в материалах дела есть прослушка телефонных разговоров, где его подзащитного идентифицируют как «дедулю». Экспертиза показала, что это слово подчеркивает старшинство Кузнецова в иерархии. Кроме того, следствие получило экспертное заключение из Владимирского института ФСИН, которое дает ответ о том, кто является лицом, занимающим высшее положение в иерархии. Но ответ не подписан экспертом, который его давал. Защита ставит под сомнение данное заключение.
Адвокат отметил, что Кузнецов считает, что отбыл наказание за предыдущие преступления. Сейчас он пенсионер с третьей группой инвалидности, на содержании которого находится новорожденная дочь.