Процесс над Кельбахом может оказаться громким не только потому, что речь идет о кураторе строительства трассы Москва – СПб и предпроектной подготовки Керченского моста. Еще на этапе следствия вопросы к обоснованности этого дела прозвучали в стенах Совета Федерации, а известный адвокат и правозащитник Шота Горгадзе предложил, что вся эта история имеет вполне конкретного бенефициара. Отсутствие других фигурантов и молчание Минтранса вынуждает наблюдателей задавать все новые вопросы.
На ушедшей неделе заместитель генпрокурора РФ Анатолий Разинкин утвердил обвинительное заключение по делу Сергея Кельбаха, после чего дело было передано в суд для рассмотрения по существу. Об этом радиостанции «Коммерсант FM» рассказал адвокат бывшего главы «Автодора» Олег Вышинский. По версии следствия, бывший руководитель госкорпорации заключил сделки, которые принесли ей ущерб на сумму более 2 млрд рублей. Все они касались строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области.
«Суть обвинения сводится к трем эпизодам. Два эпизода – о якобы имевшем место согласовании нецелевого расходования бюджетных средств на оплату комиссий АО «Крокус Интернэшнл» и ООО «Кольцевая магистраль» по банковским гарантиям. Третий эпизод – якобы имевшее место незаконное выполнение проектных работ по пусковому комплексу №2, выполнение которых, соответственно, было запланировано на 2023 год», – сообщил Олег Вышинский.
Последнее обстоятельство в этой истории выглядит весьма важным, поскольку дело против Сергея Кельбаха было возбуждено в 2019 году, на тот момент он уже несколько месяцев не работал в «Автодоре». Изначально госменеджера заподозрили в хищении средств при строительстве ЦКАД, однако вскоре обвинение было переквалифицировано на «злоупотребление полномочиями».
Позиция защиты
Как отметил адвокат Олег Вышинский, его доверитель не мог единолично принимать решения по строительству, это находилось в ведении коллегиального органа управления госкомпании. Кроме того, заявляет адвокат, деньги в рамках спорных сделок распределялись уже после увольнения Кельбаха из «Автодора».
«Все комиссии, которые уплачивались по банковским гарантиям, уплачивались за счет собственных средств вот этих организаций. Во-вторых, они были включены, соответственно, в расходы, которые связаны со строительством; и по бухгалтерской и налоговой отчетности полностью отражены в расходах вот этих вот организаций. То есть, не за счет бюджета Российской Федерации, – сказал адвокат в интервью «Коммерсант FM». – Кроме того, если Кельбах согласовал нецелевое расходование бюджетных средств, то есть люди, собственники вот этих вот ООО «Крокус Интернешнл» и ООО «Кольцевая магистраль», которые [якобы] совершили данное нецелевое расходование. Никто к уголовной ответственности за нецелевое расходование не привлекался».
Есть и еще одна причина, по которой претензии силовиков к сделкам при строительстве ЦКАД вызывают повышенное внимание. Как-никак, Сергей Кельбах имел отношение едва ли не ко всем транспортным объектам, построенным в России за последнее десятилетие. Однако ни одна из этих масштабных строек, по всей видимости, не дала повода для возбуждения против него уголовного дела.
Справка
Среди объектов, к проектированию и строительству которых имел отношение Сергей Кельбах в качестве председателя правления госкорпорации «Автодор» можно выделить следующие:
Керченский мост, построенный на основе предпроектной проработки, выполненной госкомпанией в кратчайший срок с февраля по июль 2014 года;
автомагистраль Москва – Петербург М11;
полная реконструкция трассы М4 «Дон» с доведением ее до категории автомагистраль, в результате чего время в пути до Черноморского побережья сократилось в два раза;
В 2010-2018 годах Сергей Кельбах сыграл не последнюю роль в привлечении на строительство дорог более 300 млрд рублей частных средств с использованием механизма государственно-частного партнерства.
Кроме того, его имя прочно связано с реализацией Программы создания опорной сети скоростных автомобильных дорог России. Программа одобрена президентом РФ, легла в основу Федерального проекта «Развитие федеральной магистральной сети», который сейчас реализуется.
С октября прошлого года Сергей Кельбах находится под домашним арестом. Бывшему председателю правления «Автодора» грозит до 10 лет лишения свободы. Об абсурдном характере уголовного дела заявляет не только его защита. В начале апреля ситуация вокруг Кельбаха обсуждалась на экспертной сессии в Совете Федерации, где ее назвали ярким примером, по всей видимости, необоснованного уголовного преследования государственного чиновника.
Кому выгодно?
Выступая на площадке СовФеда, Олег Вышинский озвучил детали дела, которые ранее не были известны широкой публике. «Само уголовное преследование Кельбаха началось с рапорта о том, что на интернет-ресурсах имеются сведения о хищении денежных средств при строительстве ЦКАД. При этом в материалах уголовного дела этого сообщения нет, нет ссылки на этот ресурс, вообще ничего нет», – рассказал адвокат. С его слов, после переквалификации обвинения позиция следствия свелась к тому, что бывший глава «Автодора» злоупотребил полномочиями из карьерных устремлений. Кроме того, Сергею Кельбаху, по сути, вменили получение премии.
«Очень странное обоснование корыстных интересов. Желание получить премию – это нормально, это не криминал. Для того и существует материальное стимулирование, как инструмент управления, чтобы люди хотели его получить. Если рассматривать премию, как признак чего-то нехорошего, то под эту категорию, я думаю, попадут все, кто находится в этом зале», – заявил на экспертной сессии депутат Госдумы Михаил Делягин.
Парламентарий добавил: если злоупотребления в «Автодоре» действительно были, тот факт, что по такому масштабному делу проходит всего один человек, вызывает у него смешанные чувства.
Похожим вопросом задалась сенатор Елена Афанасьева. Она выразила недоумение по поводу того, что Министерство транспорта, в структуре которого работал Сергей Кельбах, не заявило публично свою позицию в этом деле. «Это же была их стратегия, которую он реализовывал. А если это не их стратегия, что они вообще столько лет его держали?» – заявила она, добавив, что данное уголовное дело станет показательным для каждого чиновника, который впредь будет бояться проявлять инициативу в своей работе.
Участники экспертной сессии в Совете Федерации пришли к выводу, что дело бывшего главы «Автодора» – частный, но весьма яркий пример, позволяющий сомневаться в эффективности некоторых аспектов уголовного законодательства. Этот пример наглядно показывает, что закон нуждается в изменениях, которые позволят защитить от незаконного преследования людей, не причинивших ущерба государству.
Показательным назвал кейс Сергея Кельбаха известный адвокат и член Совета по правам человека при президенте РФ Шота Горгадзе. «Это дело очень ярко свидетельствует о всех тех проблемах, которые на сегодняшний день, возможно, не так очевидно, но присутствуют в Уголовном кодексе Российской Федерации. Слишком много отдано на толкование тех или иных применителей этого закона – следователей, – заявил он. – С учетом того как ведется уголовное преследование Сергея Валентиновича, я могу сделать для себя только один вывод: это – заказ».
Шота Горгадзе предположил, что кому-то не давал покоя тот огромный объем работ, который многие годы курировал Сергей Кельбах. «Может быть, на это место стремится не государственный служащий, а псевдочиновник, который хочет на этом зарабатывать очень крупные деньги. Очень много вопросов – кому это выгодно. Я всегда за то, чтобы искать конечного бенефициара – того, кто хочет посадить добропорядочного, очевидно для меня, человека в тюрьму», – добавил он. Что, если фамилия этого бенефициара прозвучит во время открытого судебного процесса?