В Санкт-Петербурге на всех порах продолжается передел строительного рынка. Очередной крупный подряд в 2,5 млрд рублей на возведение школы в Петергофе получила фирма "СУ-17" Бориса и Дмитрия Гордиенко. Успехи компании в последние годы злые языки пытаются связать с личностью главы городского Комитета по строительству, вице-губернатора Игоря Креславского.
СУ-17" давно уже на рынке, но лишь после 2020 года, т.е. после прихода Креславского на должность, она стала буквально "расти" от госзаказов. Если в 2019 году она получила менее 400 млн рублей по госконтрактам со Смольным, то по итогам 2020 года - уже 1,3 млрд, а 2022-го - уже под 7 млрд рублей.
Но если Креславский и покровительствует компании, то вряд ли ей одной. В конечном счете, его собственная пожилая мама оказалась владелицей бизнеса с миллиардными оборотами. Предприимчивая пенсионерка выступила соучредительницей более 60 юридических лиц. Удивительная "плодовитость"!
Подробности - в материале The Sankt-Peterburg Post.
Все в дом
Игорь Креславский - выходец из строительного бизнеса, что само по себе наводит на мысли о возможном конфликте интересов. В Смольный он пришел из строительного холдинга "Росстройинвест" (основное юрлицо - ООО "РСТИ"), где занимал должность председателя правления. Он же и бенефициар структуры - Креславский и его мама Нина Абрамовна владеют по 30% компании, т.е. "заказывают там погоду".
У их партнера Федора Туркина - только 40%. При этом господин Туркин как рассказывают является отчимом Креславского, т.е. это семейный бизнес. И все 100% долей компании находятся в залоге у госкорпораии "ДОМ.РФ", которая, судя по всему, "спонсирует" комплексное развитие территорий Петербурга для проектов компании нынешнего вице-губернатора. Т.е. "гуляют" они не на свои, а на государственные.
И если Креславскому пришлось передать свои доли в доверительное управление, то родной маме от оперативного руководства бизнесом отстраняться не пришлось. И при сыне-главе Комстроя структура чувствует себя просто прекрасно.
Некоторые "дочки" РСТИ и вовсе изначально могли быть "заточены" под госзаказ. Например, в 2022 году была ликвидирована компания ЗАО "Росстройинвест", которая управлялась непосредственно ООО "РСТИ". У структуры оказалось госконтрактов на 5,685 млрд рублей. И 5,634 млрд она получила именно от Комитета по строительству
Помимо долей в РСТИ, Нина Абрамовна, как уже говорилось, выступала соучредителем в целой серии компаний - более 60 юридических лиц. Их общая стоимость по итогам 2022 года - 5,8 млрд рублей. Стоимость долей самой Креславской - 2 млрд рублей. И таких высот она достигла без помощи своего сына? Сомнительно.
Разумеется, среди этих компаний оказалось немало получающих крупные строительные подряды от Смольного. Например, относительно небольшая дочка "РСТИ" - ООО "Рсти-Сертолово", получила по ним свыше 250 млн рублей.
А другая фирма ООО "Балтинвестстрой", уже не имеющая отношение к РСТИ, получила по господрядам, внимание, 34,6 млрд рублей. Из которых почти 31,2 млрд, как вы уже догадались, от Фонда капстроительства Северной столицы. Еще 3,1 млрд рублей - непосредственно от Комитета по строительству, которым руководит сын Креславской Игорь Вадимович.
При этом сам Креславский, как и в ООО РСТИ, вместе с мамой владеет 60% структуры. И снова - никакого конфликта интересов?
Правда, похоже, что фирма не всегда выполняет обязательства. В 2021 году с ней разорвали контракт по соглашению сторон на услуги по ведению авторского надзора над строительством детской больницы в Петербурге на 5,5 млрд рублей. А ведь еще до этого конкурс на распределение этого подряда приостанавливал УФС . Но "звоночек" этот никто в Смольном не услышал - или слышать не хотел.
При деле оказалась и предполагаемая родная сестра господина Креславского - Виктория Вадимовна Креславская. Тоже очень талантливая предпринимательница. Она выступала соучредителем четырех юрлиц, в том числе действующего ООО "Рсти-Терра". Общая стоимость этих компаний - свыше 1,1 млрд рублей.
Среди них и ныне ликвидированная ООО "Горизонт", где она также была гендиректором. А после нее на этой позиции трудился Дмитрий Яблоков. Перед ликвидацией фирмы в 2021 году он сдал этот пост Сергею Игоревичу Креславскому - судя по всему, сыну вице-губернатора. В семье близких к власти девелоперов растет смена?
Что касается Яблокова, то ранее он владел долями в компании "Лентехстрой", которая при Креславском стала буквально купаться в государственных деньгах. Сегодня общая сумма госзаказов компании составляет почти 33 млрд рублей, из которых 31 млрд получены от Фонда капремонта.
Партнером Яблокова в "Лентехстрое" был нынешний 100% владелец компании Анатолий Вебер. А одним из крупнейших контрактов Лентехстроя стало возведение многопрофильного корпуса для Городской Александровской больницы стоимостью почти в 5 млрд рублей. Заказчиком выступал уже известный нам Фонд Капремонта Северной столицы.
Строительство велось в ковидный период, а сам тендер прошел без конкурса и вообще какой-либо конкуренции. Позже господин Вебер оказался в числе награжденных Креславским представителей строительного комплекса, добившихся "высоких производственных достижений".
Изумление вызывает и аванс, полученный "Лентехстроем" для проведения работ - почти 80% от суммы контракта. Что, вообще-то, сложно назвать нормальной практикой - обычно средства выделяются лишь на закупку материалов, а это 30-40% сметы.
Помимо этого, еще в 2020 году фирме доверили обустройство "Ленэкспо" под экстренный "ковидный" госпиталь. Сначала, в марте, с "Лентехстроем" напрямую, без торгов, подписали контракт за 416 млн рублей, потом, в апреле, к нему добавился контракт еще на 164,6 млн рублей. Видимо, пандемия и связанные с ней страдания оказались для "Лентехстроя" золотой жилой.
СУ заходит на посадку
Возвращаясь к СУ-17, сегодня структура Бориса и Дмитрия Гордиенко законтрактована более, чем на 17 млрд рублей. И 34 из 35 полученных фирмой госконтрактов, включая и последний на строительство школы в Петергофе, получены от ФКСР, который подотчетен Комстрою.
Правда, не все из них были до конца исполнены - в 2020 году Фонду пришлось разорвать с фирмой соглашение на возведение здания для центра социальной реабилитации инвалидов стоимостью в 2 млрд рублей. Причина - по соглашению сторон, но что стоит за этой формулировкой, доподлинно неизвестно.
Сегодня Фондом руководит Арзу Фаталиев - как считается, близкий и весьма лояльный Креславскому человек. Ранее он был одним из топ-менеджеров компании "Петроком" В 2012 году компания стала главным фигурантом так называемого "трубного дела" - строители при выполнении госконтрактов по укладке газопроводов и теплотрасс использовали уже бывшие в употреблении трубы под видом новых. Ущерб городу оценивался в 3 млрд рублей. Правда потом при странных обстоятельствах "усох" до 1 млн рублей. Об этом писала "Фонтанка".
Еще одной крупной структурой, расцветшей на госконтрактах от Фонда при Креславском, стала компания "Суар-Групп". Из 22 контрактов с ФКСР, 21 были заключены после назначения Креславского в Комстрой
Второе место по объему контрактов, почти 14 миллиардов рублей, полученных от подконтрольных Игорю Креславскому госструктур, заняла компания "Суар-Групп". Из 22 контрактов с ФКСР, 21 были заключены после назначения Креславского в Комстрой. Это почти 76% от общего числа госконтрактов у "Суар-Групп".
Основанное в 2015 году предприятие принадлежит Сурену Егяну и Арману Мкртчяну, и с Игорем Креславским напрямую не связано. Зато Егян и Мкртчян работали в "Петрокоме" вместе с Арзу Фаталиевым. Об этом пишет "Блокнот".
То есть можно выдвинуть предположение, что после прихода Креславского строительный рынок Петербурга стремительно переформатировался под компании, которые оказались связаны с его семьей или людьми из его управленческой команды. Но пока что никакой реакции правоохранителей на это нет.
Зато на стройплощадки города возвращаются лихие 90-ые. Недавно прямо на стройке на Глухарской улице из пистолета был убит гендиректор компании "Монолит" Виктор Алиев. Площадка принадлежит ФКСР. Что вообще там у них происходит?
Генподрядчиком работ выступает ООО "ИСК НСК". Из пятимиллиардного портфеля госзаказов 3 млрд рублей приходятся именно на Фонд Капремонта. При этом бенефициар этого бизнеса Сергей Копейкин – выходец из бурных 90-х и имеет судимости за рэкет, вымогательство и мошенничество – об этом пишет "Версия".
Как добавляет издание, выяснилось, что НСК оказалась должна "Монолиту" около 100 млн рублей. Вот и мотив? Впрочем, разбираться в этом должно следствие. Но кажется, что подобные разборки на объектах Фонда капремонта могли произойти только при Креславском…
И даже если причины другие, то вышеописанные действия Креславского и подведомственных ему учреждений все равно напоминают систему "кормлений", целую сеть, бизнеса, которая могла быть организована при нынешнем вице-губернаторе. И ничего хорошего ни самому рынку, ни бюджету, ни, тем более, горожанам это не сулит.