Четверть века назад распался Советский Союз – неожиданно и в одночасье, схоронив под гнетом державных обломков миллионы наших сограждан. Казалось бы, сегодня в России подобная катастрофа полностью исключена. Тем не менее, если вглядеться пристальнее, тут и там на государстве Российском обнаружатся сколы и трещины. И складывается ощущение, что наша страна движется дорогой СССР – к распаду. Может, показалось? Вот вместе и разберемся.
Несколько лет назад, когда тема распада России большинству обывателей еще мнилась откровенно надуманной, в свет вышла книжка Сергея Норки и Александра Ачлея (псевдонимы бывших офицеров ГРУ Сергея Дубравина и Александра Ибрагимова) под названием «Палач». Тогда, в 2010 году, сюжет фантастического романа повергал читателя в шок. Действие происходит в 2014-м. Нет никакой России. Вместо нее – 10 государств, крупнейшее из которых – Уральская республика. Небывальщина? Клюква? Но вот минуло каких-то несколько лет – и о распаде страны заговорили уже не футурологи-беллетристы, а политики. С самых высоких трибун. «Сегодня главная задача внешних и внутренних врагов России – возродить сепаратистские настроения в регионах, расшатать Федерацию и создать предпосылки для развала страны», – полгода назад заявил член думского комитета по безопасности, бывший глава ФСБ Николай Ковалев. Как видите, все серьезно, хотя порой не покидает ощущение, что в основе целого ряда актов неприкрытого сепаратизма лежит не злой умысел или расчет, а беспечность и глупость.
Якутия на пути к апартеиду
Пример? Извольте: в конце октября Конституционный суд Якутии уточнил правовой статус коренного народа республики. Таковым, как следует из соответствующего судебного постановления, надлежит считать исключительно якутский этнос. А все остальные живущие в Республике Саха граждане – чукчи, эвенки и русские – отныне почитаются за «некоренных». Того и гляди, в Якутске начнут выдавать им унизительные «паспорта пришельцев», как русским в Прибалтике. Сомневаетесь?
Тогда вчитайтесь в текст постановления – о «совокупности естественных коллективных прав коренного народа Якутии». Пункт 2 статьи 42. «Уважая традиции, культуру, обычаи коренных народов Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера (Конституция. – Ред.) защищает и обеспечивает их неотъемлемые права на владение и пользование в соответствии с законом землей и природными ресурсами (…), на защиту от любой формы насильственной ассимиляции и этноцида, а также от посягательства на этническую самобытность».
Другими словами, исходя из постановления Конституционного суда Якутии, отныне защита жизненно важных прав человека на территории республики закреплена законом только за «коренными» якутами. Остается назвать имя того, кто затеял раздел людей на «коренных» с правами и бесправных «некоренных». Как пишет якутская пресса, Конституционный суд Республики Саха вынес свое определение по запросу депутата Ил Тумэн (местного парламента) Михаила Габышева, члена «Справедливой России». Руководству этой федеральной партии не грех бы теперь выяснить, чем руководствовался гражданин Российской Федерации Михаил Габышев, затевая в «алмазной» республике переход к чему-то похожему на апартеид. Аналогии с ЮАР времен Питера Боты, согласитесь, напрашиваются сами собой. Кому-то в Якутии, кажется, захотелось почувствовать себя «белыми бвана». Представив русских и чукчей бесправными неграми.
Происходящее в Якутске – пример того, как наши региональные политики, зараженные бациллой местечкового национализма, выводят реальность за рамки федерального законодательства. Мягко и незаметно для Москвы. В Бурятии «коренных» с «некоренными» пока не разделили, но к тому все идет. Вот свежий пример: решили как-то в Улан-Удэ возвести музейный комплекс – на берегу Уды, в месте, откуда взял свое начало Верхнеудинск.
В центре музейного комплекса по задумке проектировщиков должен был стоять памятник казакам-первопроходцам. И тут у части местных политиков случилась истерика. «Установка памятника казакам на бурятской земле – это унижение и оскорбление бурятского народа!» – убеждал городские власти бурятской столицы Бакалин Васильев, местная театральная знаменитость и «политический активист». Последовала серия откровенно русофобских статей в местной прессе – и строительство памятника казакам решено было отложить. А пару месяцев назад к этой идее снова вернулись. Васильев не так давно умер, и местные власти, вероятно, рассчитывали, что теперь-то у них «прокатит». Куда там! В общем, памятник-то скоро откроют, но не русским казакам-первопроходцам, как предполагалось, а некоему Шептехею (Чепчугую) – «отважному борцу с захватчиками» (не с русскими ли?).
– То, что сегодня происходит в Сибири и особенно на Урале, меня чрезвычайно беспокоит. Но еще больше меня беспокоит то, что наша власть не обращает внимания на происходящее. И совершенно напрасно не обращает. Из-за границы усиливается поддержка «уральской республики» – эту тему постоянно педалируют, и я считаю, на нее не стоит смотреть впроброс. Нужно понимать, что это четкий и ясный план. И если сразу не начать с ним бороться, то впоследствии нам потребуется приложить совсем иные усилия. Не стоит играть в либерализм. Не нужно всех этих сказок. Нужно жестко добиваться соблюдения законов и четко осознавать, где интересы у государства.
Для чего норвежцы делят русских на мелкие этносы
Идеи местечкового сепаратизма, как правило, популяризируют региональные политиканы из «несистемной оппозиции» – в надежде запрыгнуть в кресло повыше, воспользовавшись трамплином из сторонников. Но помимо политиков возбудителями сепаратизма становятся и безответственные ученые. К примеру, а Архангельске действует некий научно-образовательный центр «Поморский институт коренных и малочисленных народов Севера». Его бывшего руководителя, Ивана Мосеева, не так давно осудили по 282-й статье УК, карающей за разжигание межнациональной розни.
Точнее, «за оскорбление этнической группы «русские» (а ведь принято считать, что по этой статье «запускают» одних только русских за оскорбление нацменьшинств). Поморский институт на западные гранты из года в год «штамповал» сомнительного свойства «учебники», на которых успело выучиться целое поколение русских северян. Основная идея, проводившаяся в этих книжках, была такой: в России нет никаких русских, есть «походчане», «русскоустьинцы» и прочая-прочая, а у жителей Русского Севера их родной язык вовсе не русский, а «поморьска говоря». Действительно, прокатило же у малороссов с украинской мовой, может, прокатит и у поморов?
Да, так вот: пока Мосеев «чалился» на тюремных нарах, его организация расползалась по всему Русскому Северу – из Архангельской области в Ненецкий автономный округ и далее. «Поморьску говорю» насаждали в Архангельской, Мурманской, Вологодской, Кировской областях и в Карелии – на средства Фонда Форда и при участии норвежского Университета Тромсе. И проект искусственного этностроительства на Русском Севере дает свои всходы – уже существуют планы объединения нескольких северных регионов России в единый поморский край.
Как пишет историк Дмитрий Семушин, «претворение в жизнь идеи особого поморского этноса приведет в худшем случае к этническому расколу на Русском Севере под территориальное расчленение Российской Федерации или – в лучшем случае – ослабит позиции Москвы в контроле над арктическими ресурсами». Собственно, ради такого дела норвежские и американские спонсоры и вбухивают в «поморскую идею» по 2–3 млн долларов ежегодно. Оно того стоит. И вот уже член Общественной палаты России Павел Суляндзига пеняет федеральным властям: мол, малым народам оставили только песни и пляски, в то время как (далее цитата) «из законодательства Российской Федерации было выброшено такое понятие по коренным малочисленным народам, как бессрочное безвозмездное пользование своими территориями и природными ресурсами». Так вот к чему клонит общественник! И правда, в Якутии пользование ресурсами вот-вот окончательно закрепят за «коренным народом» – а «поморы», что, рыжие, что ли?
Тува обзаводится собственной армией
Все вышеизложенное – это еще цветочки. Вот вам ягодки. На днях в Туву передислоцирована 55-я отдельная мотострелковая горная бригада. Бронетранспортеры, вертолеты – небольшая такая армия, порядка 1300 человек. Комплектование подразделения началось еще два года назад, но тут дело не в сроках, а в принципе, по которому в бригаду набирали бойцов. А принцип такой: 1047 военнослужащих подразделения – жители Тувы. Проще говоря, этнические тувинцы, ибо их соотношение к остальному населению республики – 82 к 18%. Другими словами, в Туве теперь есть своя небольшая армия, фактически укомплектованная местными, тувинцами. В самом деле, почему, если Чечне подобное можно, другим регионам нельзя?
«В Советском Союзе армия комплектовалась таким образом, что новобранцев из одних регионов крайне редко оставляли проходить в них службу, – разъясняет сенатор Франц Клинцевич. – И в подобном подходе был смысл. Молодые советские граждане начинали воспринимать себя частью великой страны». А если солдаты будут служить по месту своего проживания, возникнет риск формирования «стрелецких вольниц» под управлением местных функционеров. За Чечней и Тувой последуют Татарстан и Башкирия, далее – везде. «И закончится тем, что российские автономии обзаведутся собственными квазиармиями, – пророчит политолог Лев Вершинин. – Управлять которыми будут уже не из Москвы, а из Казани, Уфы или Кызыла».
Следует особо отметить, что глава Тувы Шолбан Кара-оол назвал военных 55-й бригады «первыми ласточками», а приветствовали солдат члены правительства и местные депутаты. В Кызыле даже возвели особый «военный городок» – общая сумма строительно-монтажных работ превысила 8 млрд рублей! В общем, военным в республике почет и уважение, тем паче что они «свои», «коренные». А вот некоренным в Туве приходится значительно хуже. Вот как описывает их жизнь доктор исторических наук религиовед Роман Силантьев: «Отток русскоязычного населения из республики нельзя объяснить только экономическими причинами. Уровень преступности в Туве очень высокий, и русскоязычным даже в столице не рекомендуют выходить из домов после захода солнца. При этом проводятся демонстративные акции устрашения против русских». Эксперт подметил, что за этими акциями стоят тувинские националисты, «перекрасившиеся» в последние годы в цвета «Справедливой России». И снова эсеры! Якутия, Тува… В самом деле, а не «крышуют» ли подшефные Сергея Миронова региональных сепаратистов?
Следует добавить, что Тува наряду с целым рядом российских регионов входит в так называемый список Шойнеманна. После признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии группа американских экспертов, возглавляемая советником одиозного сенатора-республиканца Джона Маккейна по имени Рэнди Шойнеманн, призвала Вашингтон признать независимость Чечни, Дагестана, Ингушетии и прочих национальных республик России. Другими словами, из-за океана формально уже дали отмашку к «параду суверенитетов».
Игорь СТРЕЛКОВ (Гиркин), общественный деятель, полковник ФСБ в отставке:
– С 2006 по 2013 год мне пришлось служить в центральном аппарате ФСБ России на различных должностях. Основной нашей, и моей в том числе, задачей были выявление, анализ и выработка мер противодействия угрозам безопасности Российской Федерации, возникающим в результате в том числе и регионального сепаратизма. Менялось многое, но одно оставалось абсолютно неизменным: отсутствие реакции на все наши аналитические записки. Националистическая волна в Башкирии, поддерживаемая непосредственно Бабаем и его ближайшим помощником Сарбаевым, три года совершенно никого не интересовала – ровно до того момента, когда у Бабая решили отобрать «Башнефть». Вот тогда все наши многолетние сигналы вдруг стали донельзя востребованными.
Впрочем, в итоге практически никто из башкирских сепаратистов (кроме пары-тройки самых отмороженных) наказан не был, и они затаились. А про то, как многие лично мне знакомые сотрудники и я сам отчаянно пытались донести свои доводы о том, что в Чечне создается исламский эмират, живущий по законам шариата, вообще молчу. Иногда создавалось ощущение, что все делалось строго наоборот тому, что мы предлагали, шиворот-навыворот и с эффектом, практически обратным желательному.
Кто оплатит «парад суверенитетов»
Финансировать этот «парад» готов одиозный миллиардер Джордж Сорос, набивший руку на спонсорстве «оранжевых революций». А «информационную поддержку» заодно с юридической региональным сепаратистам оказывают отечественные правозащитные организации. Работает это так: некто Алексей Морошкин, «политический активист», как нынче принято у либералов называть политиканствующих авантюристов, долгое время призывал в социальных сетях отделить Урал от России. Читателей у его группы «За сражающуюся Украину! За свободный Урал!» было немало, и в конце концов популярностью Морошкина заинтересовались одновременно Роскомсвязьнадзор, Генпрокуратура и ФСБ.
Но «активисту» поначалу удавалось скрываться, ведя при этом пропаганду «уральской демократической революции» ради последующего создания «уральской народной республики». «У Уральской республики уже есть своя история борьбы от гнета Москвы, – разъяснял Морошкин своим читателям. – От первого восстания под руководством Емельяна Пугачева до Уральской республики Эдуарда Росселя, существовавшей всего четыре месяца». Но однажды Морошкин все-таки доигрался, и его «повязали». И что же?
Правозащитный центр «Мемориал» немедленно признал Морошкина политическим заключенным и «узником совести»! К слову, о «Мемориале». Поговаривают, что уйти через границу в Финляндию соратнику Морошкина Андрею Романову, обвиненному в экстремизме, помогли то ли штатные, то ли нештатные сотрудники этой структуры. У идеи «парада суверенитетов» – по примеру Советского Союза – имеются «мозговые центры». Это в первую очередь Принстонский и Джорджтаунский университеты. А «научным руководителем», разрабатывающим сценарии будущего разделения России, выступает американский философ Александр Эткинд.
Идея «региональных армий», подобных той, что создается в Туве, – это его, Эткинда, идея. Именно Эткинд подбросил якутским депутатам идею, как монополизировать управление ресурсами республики – в пику Москве и «некоренным» русским. Именно Эткинд тиражировал «поморьску говорю» и продолжает духовно окормлять «борьбу за независимость» «этнических поморов». Стоит ли удивляться, что именно Эткинду недавно был выдан самый большой грант – миллион евро – из когда-либо выделявшихся Западом на исследования в гуманитарной сфере?
«Советский Союз распался, и ничего страшного не произошло», – недавно заявил один из лидеров несистемной оппозиции – Гарри Каспаров. Теперь очередь за Россией? И это уже совсем не фантастическая история из популярной книжки.