Отсутствие у самозваных блюстителей дорожных правил регистрации не помешает им и дальше ходить в рейды, но вот получить президентский грант в 2016-м они не смогут. Мосгорсуд по требованию Минюста столицы ликвидировал организацию «Стоп Хам». Отсутствие у самозваных блюстителей дорожных правил регистрации не помешает им и дальше ходить в рейды, но вот получить президентский грант в 2016-м они не смогут.
Решение о ликвидации «межрегиональной общественной организации содействия развитию культурного взаимодействия в гражданском обществе «Стоп Хам»» Московский городской суд принял еще в октябре 2015 года. В качестве лома для поборников правил дорожного движения выступило главное управление Минюста Москвы, где МОО состоит в реестре юридических лиц.
Согласно данным информационно-аналитической базы СПАРК, основанием для исключения стало нарушение статьи 29 закона «Об общественных организациях». В ней очерчивается круг обязанностей общества, заключающихся преимущественно в огромном бумагообороте данных о его наличии и функционировании. Как гласит все та же статья, если организация несколько раз не предоставила бумаги, хоть по одному пункту из перечня, это может стать основанием для исключения ее из состава юрлиц. Чем и воспользовался столичный Минюст, подав иск на ликвидацию «Стоп Хама» за «неоднократные грубые нарушения». 12 октября 2015 года, как сообщили «Фонтанке» в пресс-службе головного ведомства, Мосгорсуд удовлетворил иск. А так как решение обжаловано не было, то 21 марта 2016 года «Стоп Хам» перестал существовать как общественная организация.
Председатель МОО Дмитрий Чугунов на просьбу «Фонтанки» прокомментировать закрытие организации сильно удивился и сообщил, что ничего об этом не слышал. По его словам, никаких проверок Минюст в организации не проводил. И о суде в «Стоп Хам» никаких писем не приходило.
МОО, возглавляемое Чугуновым, появилось в 2010 году по инициативе прокремлевского движения «Наши». Сам Дмитрий Александрович, с 2014 года член общественной палаты РФ, бывший комиссар движения, идею «Стоп Хама» формулировал как борьбу с «хамством на дорогах». Наглядная часть борьбы за шесть лет существования МОО не ушла дальше наклеивания на машину, нарушившую правила парковки, листовки «Я паркуюсь, как хочу» и съемок обозленных на это автомобилистов. Это, а также хамство самих участников рейдов, подкрепленное массовостью (активисты не ходят группами меньше пяти человек), привело к большому количеству конфликтов с автомобилистами. В феврале 2016 года участники очередного рейда по Москве получили по лицу от олимпийского чемпиона по спортивной гимнастике Алексея Немова. А годом раньше четверо активистов были жестоко избиты в Петербурге во время акции против езды по тротуарам. В марте 2016 года их обидчики получили условные сроки.
Отметим, что за время своего существования «Стоп Хам» открыл отделения в ряде регионов и даже соседних стран, например, в Молдавии. Сама структура МОО разделена на четыре направления: «Неправильная парковка», «Незаконная парковка», «Второй ряд» и «Езда по тротуарам».
С 2013 года организация Чугунова официально зарегистрировалась как юридическое лицо. Целью этого действия, не скрывает председатель «Стоп Хама», было получение грантов. Суммы государственных вливаний с каждым годом только увеличиваются: 2013 — 4 миллиона, 2014 — 6 миллионов, 2015 — 8 миллионов. Бюджетные средства, как рассказал «Фонтанке» Чугунов, тратятся на «развитие региональных подразделений». В частности, закупку видеокамер и расходных материалов для них. Немалая часть миллионов, уверяет глава МОО, тратится на печать антихамских наклеек. Помимо этого организация оплачивает труд необходимых для функционирования сотрудников: от бухгалтера до видеомонтажера.
«Часть полученных по гранту – 2015 денег мы еще не израсходовали. И они, получается, зависли на счетах. Сейчас наши юристы поедут разбираться с ситуацией в Минюст», – рассказал глава «СтопХама» «Фонтанке».
Чугунов уверен, что и без государственной регистрации организация продолжит свою деятельность, мол, «гражданскую инициативу не задушить». «Если не удастся восстановить регистрацию, мы же можем создать другое юрлицо», – уверен член Общественной палаты РФ.
Другие эксперты говорят, что жизнь организации без кремлевских грантов покажет, действительно ли ее участники борются за идею, или она их все же больше интересует как источник финансирования и трамплин в госвласть – карьерный рост до члена Общественной палаты можно наблюдать на примере самого Чугунова.
Ликвидация «Стоп Хама», кстати, не единственный звоночек о конце фавора властей к экс-нашистам. Буквально вчера, 28 марта, на пресс-конференции в РИА Новости руководитель департамента региональной безопасности Москвы заявил о сомнительности методов, которые используют активисты, и о том, что у судебных претензий к ним от пострадавших хорошие перспективы.