Ставший дороже Tesla стартап из России заподозрили в манипуляциях в США

Источник
Комиссия по ценным бумагам и биржам США приостановила торги акциями основанного в Новосибирске стартапа NeuroMama. За год бумаги компании подорожали в пять раз, а ее рыночная капитализация превысила стоимость Twitter и Tesla.
Комиссия по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission, SEC) приостановила до 27 августа 2016 года торги акциями стартапа NeuroMama, занимающегося разработкой интернет-поисковика с искусственным интеллектом. Компания была создана в Новосибирске, но сейчас базируется в мексиканском Росарито.

В сообщении на своем сайте SEC объяснила решение о приостановке торгов бумагами NeuroMama отсутствием на рынке полной и «адекватной» информации о людях, управляющих компанией, а также опасениями по поводу «потенциально манипулятивных сделок» с акциями компании. Кроме того, по данным SEC, компания, акции которой торгуются во внебиржевой системе торгов OTC Markets, могла распространять не соответствующие действительности сообщения о наличии у нее листинга на бирже NASDAQ.

Цена акций NeuroMama менее чем за год подскочила более чем в пять раз, указывает Reuters. Еще в конце декабря стоимость бумаг составляла $10, к началу мая 2016 года цена на них утроилась, а к концу июля достигла отметки $56,5 за акцию. В ходе торгов 5 августа рыночная капитализация малоизвестной компании перевалила за $35 млрд, более чем вдвое превысив стоимость Twitter Inc. ($14,763 млрд), а затем обойдя и Tesla Motors ($33,5 млрд).

Как отмечает Reuters, на рынке известны случаи, когда стремительный рост котировок был вызван применением схемы «накачай и сбрось» (pump-and-dump). Она предполагает перепродажу по несколько раз ценных бумаг, за которой следует постепенное повышение стоимости акций. После этого на пике стоимости их перепродают неопытным инвесторам. Акции NeuroMama в 2016 году действительно продавались мелкими лотами (по несколько сотен, редко по несколько тысяч штук), однако стартапу не предъявляли официальных обвинений в манипуляциях, подчеркивает агентство.

В NeuroMama приостановку торгов акциями считают обратной стороной успехов компании в деле разработки первой в мире поисковой системы, основанной на нейротехнологиях, следует из сообщения на сайте компании. ​В сообщении утверждается, что основной особенностью поисковика NeuroMama «является качество и способность «учиться», как человек», тогда как точность результатов других поисковиков «направлена на удовлетворение компаний, которые покупают рекламу на этих поисковиках».

Глава консультативного совета NeuroMama Стивен Шварцбард, также известный, по данным Reuters, как Владислав (Стивен) Зубкинс, связал решение SEC с давлением спекулянтов. «Мы пострадали от негативного побочного эффекта нашего собственного успеха. Это единственный вариант, которым я могу объяснить происходящее», — сказал Шварцбард в письме агентству.

В сообщении NeuroMama, опубликованном на ее сайте ранее, быстрый рост капитализации компании объяснялся ростом рынка информационных технологий и рекламной индустрии. При этом компания не исключала, что в будущем ее акции могут подорожать и до $1 тыс. за штуку, то есть еще примерно в 20 раз. В сообщении подчеркивалось, что безопасность инвестиций в акции NeuroMama обеспечивается также ее вложениями в турбизнес, в том числе реализацией проекта Victoria Nautical Escallera, который должен «поставить на баланс» компании крупные земельные участки на мексиканском побережье Калифорнийского залива.

«Независимо от того, как быстро NeuroMama, Ltd. достигнет своих целей сделать поисковик NeuroMama и социальную сеть Vica.life популярным и прибыльным проект Victoria Nautical Escallera гарантирует акционерам ценность акций NeuroMama», — отмечалось в сообщении компании (орфография сохранена).

Комментируя решение SEC, Шварцбард также отметил, что NeuroMama работает над тем, чтобы ограничения на торговлю ее бумагами были сняты с 27 августа, и намерена повысить уровень своего листинга на NASDAQ.

По данным Reuters, в 1997 году Шварцбард обвинялся в организации схем психологического давления на частных инвесторов с целью продажи им акций, а в 2007 году был приговорен к пяти годам лишения свободы за обман инвесторов, вложившихся в реконструкцию казино в Лас-Вегасе.