Старые и новые уголовные дела Елены Батуриной

Источник
В долгоиграющем конфликте между братом и сестрой Батуриными за долю в миллиардном бизнесе компании «Интеко» возник новый поворот. 
Как и неоднократно ранее, не сумев доказать свою юридическую позицию в судах и арбитражах России и Австрии, бывшая хозяйка Москвы вновь обратилась к более «надежным» методам – в правоохранительные органы.

На днях стало известно, что вдова столичного градоначальника желает возобновления расследования уголовного дела против своего брата Виктора Батурина и его финансового управляющего Эренцена Манжеева, возбужденного по заявлению ее адвокатов в 2017 г. в правоохранительных органах Москвы. Тогда Виктор Батурин и его управляющий были обвинены в попытке получить незаконный доступ к денежным средствам Елены. Сакральным столбом, вокруг которого разворачивался конфликт, стало Приложение № 1 к мировому соглашению между братом и сестрой, заключенному еще в 2007 г. По версии Виктора, в этом документе Елена обязывалась выплатить своему брату, ранее совместно с ней управлявшему бизнесом «Интеко», стоимость 25% акций «Интеко» в сумме более 13 млрд. рублей. А версия Елены, также подписанная обеими сторонами соглашения, такого обязательства волшебным образом не содержит, и она посчитала вариант брата подложным.

Применение уголовного преследования как метода разрешения корпоративных конфликтов – далеко не новость для российского бизнеса, и Елене Батуриной этот метод наверняка хорошо известен. Виктор неоднократно обвинял ее в разных проступках. Сегодня считается, что вернуть родного брата за решетку – может быть единственной целью попыток Батуриной и ее адвокатов возобновить расследование уголовного дела.

И все это несмотря на то, что ни подозреваемых, ни обвиняемых в уголовном деле № 11701450147002143 до сих нет – то есть уже три года дело расследуется в безвоздушном пространстве. Лишь в начале 2018 г. Виктор Батурин был допрошен в качестве свидетеля и, по его словам, пояснил все обстоятельства подписания Приложения № 1, рассказал о судебных разбирательствах о защите чести и достоинства в Австрии, а также подтвердил, что действительно пытался организовать встречу с сестрой для урегулирования ситуации.

А между тем уже в апреле 2017 г. силами экспертов ЭКЦ МВД была подготовлена справка об исследовании Приложения № 1 в версии Елены Батуриной. Согласно этой справке, подпись на сшивке Приложения № 1, которая заверена нотариусом Я.И. Дзядыком как подпись Виктора Батурина, вероятно, принадлежит самой Батуриной:

«При сравнении подписи на оборотной стороне листа № 24 указанного документа с подписями и почерком Батуриной Е.Н. установлено, что выявленные общие и частные признаки существенны, устойчивы, значительны по количеству, однако при имеющихся различиях они образуют совокупность … достаточную только для вероятного вывода о выполнении исследуемой подписи … Батуриной Е.Н.».

Этот вывод вполне может быть подтвержден и в европейском суде. В настоящее время подписи Елены и Виктора на Приложении № 1 в версии сестры исследуется экспертами-графологами австрийского суда, и совершенно очевидно, что в случае обнаружения подделки Батуриной подписи своего брата ей может грозить гораздо больше, чем потеря 13 млрд. Скорее всего, следователи придут уже к ней. Возможно, чтобы этого не допустить, и делается попытка возобновить уголовное преследование Виктора в России.

В постановлении о возбуждении уголовного дела № 11701450147002143 указано, что оно возбуждено «в отношении неустановленных лиц». Однако в своем заявлении адвокат Елены Батуриной прямо указывает на Виктора и его управляющего Манжеева как на лиц, совершивших преступление. Они же указаны в описательной части постановления о возбуждении дела как совершившие действия, содержащие, по мнению заявителя, признаки преступления. Как именно «неустановленные лица» физически могли представить в суд Приложение №1, представить довольно сложно. По мнению Андрея Гурвича, адвоката Московской коллегии адвокатов, знакомого с обстоятельствами дела, «это говорит о том, что в постановлении о возбуждении дела умышленно сфальсифицированы его обстоятельства, и оно должно быть отменено. Текст постановления вообще говорит скорее об отсутствии каких-либо оснований для уголовного преследования Виктора Батурина. Создается впечатление, будто Елена Николаевна обращается к правоохранителям всякий раз, когда в судах ее дела ухудшаются».

Бессмысленность происходящего лучше всего выразила московская прокуратура, в марте 2020 г. передавшая дело в Следственный комитет России с формулировкой «нарушение разумного срока расследования, многочисленные процессуальные нарушения, невыполнение требований надзорного ведомства». В настоящее время уголовное дело находится в Следственном комитете, и Виктор Батурин с Эренценом Манжеевым уже обратились к руководству СК с жалобами, которые, весьма вероятно, могут уже в ближайшее время привести к крушению надежд Елены Батуриной на продолжение уголовного преследования родного брата.
Персоны Компании
С Елены Батуриной сняли обвинение в клевете
Дело о клевете закрыли в связи с отказом частного обвинителя и отсутствия состава преступления.
Тарико, Хотин, Ананьевы: из кого глава «Траста» выбивает долги
Александр Соколов рассказал, как кризис повлияет на работу банка проблемных активов, и кто из его крупнейших должников уже столкнулся с трудностями.
Университеты для наследников российских бизнесменов
Какие вузы оканчивали богатейшие наследники российских миллиардеров. На первом месте среди университетов по числу выпускников оказался Йельский университет, хотя российские вузы выбрало абсолютное большинство выпускников.
Алишер Усманов разжирел на английских хлебах
В списке 20 богатейших жителей Великобритании оказались три российских миллиардера. Алишер Усманов поднялся в сравнении с 2019 годом, Михаил Фридман и Роман Абрамович позиции снизили. 
Алексей Хотин: узник замка «Онегин»
Почему хозяин банка «Югра» в отличие от коллег по статье УК сидит дома, а не в СИЗО
Александр Файн лезет в кошелек Мантурова
За громким конфликтом вокруг акций конструкторского бюро "Корунд-М" может скрываться подковерная драчка руководителя А1 Александра Файна и главы Минпромторга Дениса Мантурова
Физики, лирики и юрлица банка «Россия»
Уже почти тридцать лет ведущий акционер банка «Россия» Юрий Ковальчук в одном строю с президентом. Они сотрудничали едва ли не с первых дней появления Владимира Путина в мэрии Санкт-Петербурга и основали знаменитый дачный кооператив «Озеро». Созданная «Россией» «Национальная Медиа Группа» (далее — НМГ) заметна в кремлевской пропаганде. Но не станет ли недавнее решение Ленинградского областного суда началом грядущей опалы, разбирался журнал «Компания».
К 20-летию Храма Христа Спасителя: как собор расширяет бизнес, но берет миллиарды рублей из бюджета Москвы
Как собор расширяет бизнес, но берет миллиарды рублей из бюджета Москвы
С именем Игоря Юсуфова связывают все больше историй про заказные убийства
Наемный киллер Аслан Гагиев (Джако) заговорил в австрийской тюрьме, боясь выдачи в Россию.
Батурина вернула себе лидерство в списке богатейших женщин России по оценке Forbes Real-Time
Татьяна Бакальчук, которая в феврале обходила Елену Батурину в рейтинге Forbes Real-Time, перестала быть богатейшей женщиной России, ее состояние уменьшилось в кризис.
Как Александр Соколов убеждает российских миллиардеров возвращать деньги государству
Когда-то банк «Траст» был известен по рекламе с Брюсом Уиллисом, теперь он судится по всему миру с бывшими собственниками крупнейших частных банков России, рухнувших в 2017 году.
«Я перевел Захарченко $800 тыс»
Управления виноваты и в том, что Захарченко получил взяток на 1,5 млрд рублей от совладельцев группы компаний «1520» Валерий Маркелова (под стражей) и Бориса Ушеровича (в розыске)
Елена Батурина избавляется от активов
Рейдерские технологии 90-х и бывшая "первая леди" Москвы.
Как Юрий Волков довел «Москоу Кантри Клаб» до ручки
Во что превратился легендарный Moscow Country Club после прихода нового менеджмента.
Дело полковника Черкалина и его коллег из ФСБ тянет на блокбастер
Сотни миллионов долларов, вымогательства, взятки и другие эпизоды коррупционных будней высших чинов правоохранительных органов вполне могли бы стать сюжетом детектива.
Андрей Бородин посидит 14 лет заочно
Вынесен заочный приговор по делу о хищениях из Банка Москвы.
Умалчивает о «юридических сюрпризах»?
Алексей Секлер, бывший советский гражданин - президент компании «Лираль трейдинг интернэшнл эст», зарегистрированной в Лихтенштейне. Свой начальный капитал Алекс сколотил на посреднических операциях
У Владимира Жукова съехал гольф
Что происходит вокруг Московского спорткомплекса «Крылатское» - одного из лучших гольф-клубов в Европе.