Кемеровские врачи рассказали журналистам, что губернатор области Аман Тулеев стремится как можно скорее заняться своими прямыми обязанностями. И лишь усилиями докторов удается удержать политика в больнице. 73-летний Аман Тулеев, как недавно стало известно, перенес операцию на позвоночнике. В его возрасте было бы правильнее спокойно реабилитироваться, но ему почему-то не терпится выйти на работу. Это можно было бы списать на беспощадный патриотизм. Но есть ощущение, что престарелому губернатору просто хочется показать Кремлю, что он все еще может управлять стратегическим регионом, у которого последние годы растут экономические проблемы.
Старый больной человек
Слухи о том, что Аман Тулеев может вскоре покинуть свой пост, появляются регулярно, с периодичностью раз в год, а то и чаще. Причем пишут об этом очень авторитетные деловые СМИ, и каждый раз ссылаются на очень серьезные источники, в том числе и в Администрации президента. Но каждый раз слухи остаются лишь слухами, а Аман Тулеев комментирует их с общим смыслом «не дождетесь». И даже прогремевшие в прошлом году аресты высших должностных лиц Кузбасса, которые губернатор полностью списал на происки врагов, не смогли пошатнуть его позиции. Но в этот раз все гораздо серьезнее. Аман Тулеев заболел и перенес тяжелую многочасовую операцию.
В мае глава Кемеровской области ушел в 10-дневный отпуск. Но по его окончанию не вернулся. Регион как джакузи наполнился бурлящими слухами. Поговаривали даже, что губернатор уже скончался, просто власти скрывают эту информацию. СМИ сообщили, что из-за болезни Аман Тулеев попросил Кремль о досрочной отставке. Правда, с одним условием. Для него психологически важно, чтобы срок губернаторства составил 20 лет, а эта почетная дата будет только в июле. Однако Москва, якобы, пока не приняла решение о смене губернатора Кузбасса. Наконец, зам Тулеева Валерий Цой собрал пресс-конференцию, на которой сообщил, что Аман Гумирович перенес успешную операцию на позвоночнике, и после реабилитации вернется к работе. Вот только цели своей кузбасская администрация не добилось, потому что общественность не успокоилась.
Что губернатору хорошо, то и немцу хорошо
Уже после той пресс-конференции местные журналисты раскопали, что операция прошла совсем не гладко. Аман Тулеев провел под наркозом 9 часов и впал в кому, из которой врачам удалось его вывести. Такие вещи не проходят бесследно для любого человека, а уж тем более для пожилого. Поэтому, не смотря на уверения, что губернатор «рвется в бой», его здоровье вызывает очень серьезные опасения, и никто не может гарантировать, что реабилитация будет успешной. Заметим, эти сведения появились не где-то, а в кузбасских СМИ. Факт поразительный сам по себе. Попробуйте почитать кемеровскую прессу, там обычно в каждой публикации сквозит любовь и уважение к Аману Гумировичу, не проскочит ни одного лишнего слова. Любой кузбасский тележурналист за рюмкой водки вам расскажет, что под страхом увольнения запрещено снимать и показывать по телевизору лысину на голове губернатора, которую тот тщательно прячет. А тут в СМИ появляются такие опасные сведения…
Стоит отметить еще одну важную деталь. Операцию Тулееву проводили в Германии. И этот факт также вызывает недоуменные мысли: как же так, неужели социально ориентированный губернатор не доверяет местной медицине? Неужели уровень врачебного обслуживания в Кузбассе не годится для чиновника? Впрочем, вскоре было дано объяснение. Оказывается, глава региона доверился немецким эскулапам, чтобы не взваливать ответственность на кузбасских врачей. Только вдумайтесь в это! Что, у кемеровских хирургов задрожат руки, если им придется оперировать самого Амана Тулеева? Он что, отец кузбасского народа? А может быть дело в другом – вдруг неудачная операция могла бы стать катализатором чего-нибудь вроде «дела врачей»? Восточный характер кузбасского правителя позволяет строить и такие версии.
Перышко для спины губернатора
С точки зрения психологии можно попробовать объяснить и то, почему Аман Тулеев, как уверяют СМИ, рвется на работу. Для этого вспомним, почему главе Кузбасса так долго удавалось оставаться на плаву, успешно минуя опалу Кремля. Тулеев – символ стабильности. Руководство страны прекрасно помнит шахтерские бунты 1980-90-х годов. При Амане Гумировиче один самых взрывоопасных регионов утихомирился. Тут сыграла как харизма самого губернатора, так и цены на уголь, выросшие в нулевых годах. Прибавим к этому полную лояльность Тулеева. Мало кто помнит, что когда-то он был коммунистом и ярым критиком власти. Но уже много лет это чиновник полностью предан московскому истеблишменту. Казалось бы, можно спокойно отлежаться в больнице. Возможно, это даже прибавило бы ему политические очки: смотрите, я тут болею и на работу не хожу, а область, которой я мудро руковожу почти 20 лет, продолжает успешно развиваться!
Но нет, так Аман Тулеев поступить не может. Он не просто управляет стратегическим регионом, который в позапрошлом году почти со 100-процентным результатом выбрал его на пост. Он создал там культ самого себя. Все, что есть хорошего в Кузбассе, именуется «губернским». Рынок или магазин с низкими ценами – конечно же «губернский». Спортивный центр, живущий на государственные деньги – естественно, «губернский». И даже простой автобус, даденный местной властью какому-нибудь детскому дому - и тот, прости господи, «губернский». Кстати, о высших силах. На днях кузбассовцы, как пишут журналисты, помолились за здоровье губернатора. Ну как может создатель такой экосистемы ее покинуть на сколько-нибудь долгий срок?!
А, кроме того, важно показать центру, что никакая болезнь не может остановить такого человечище. Стабильность стабильностью, но все понимают, что рано или поздно Тулееву придется уйти со своего поста. А если будет повод поговорить о плохом здоровье, то могут возникнуть и не очень приятные вопросы. Поднимут статистику, и поинтересуются: а почему это в области под чутким руководством Амана Тулеева вдруг снижается уровень жизни населения? А с чего, вдруг, долг Кузбасса растет огромными темпами? А по каким причинам у него дефицит бюджета?
Мы, вообще, о чем говорим – о какой-нибудь депрессивной территории или о богатом сибирском промышленном регионе, где добывается основной объем российского угля, и гордо высится Кузнецкий металлургический комбинат? И такие вопросы, как перышки из известной восточной притчи, запросто могут переломить спину верблюда.