Стальная хватка: как российские металлурги заработали на кризисе

Источник
Пока экономика страны погружалась в кризис, металлурги-экспортеры зарабатывали на резком ослаблении рубля. Кто оказался в самом выгодном положении?
2014 год российская экономика завершает в кризисе, но одна отрасль может назвать его для себя позитивным — это металлургия. Динамика цен и девальвация рубля резко увеличили валютную выручку компаний-экспортеров — «Норильского никеля» (основной владелец — Владимир Потанин) и «РУСАЛА» (основной владелец — Олег Дерипаска ). Неплохо чувствуют себя и производители стали, хотя большинство их продукции идет на внутренний рынок. В наиболее слабом положении оказались трубные компании — ОМК, ТМК, ЧТПЗ: они ориентированы на нефтегазовые проекты внутри страны и продажи ведут в рублях, а вот сталь вынуждены закупать по ценам, привязанным к доллару.

Цены на позитиве

Ценовой тренд на металлы на мировом рынке поделил год на несколько частей: первая его половина была позитивна, хотя в целом признать год для товарных активов хорошим нельзя, говорит аналитик компании «Норд-Капитал» Роман Ткачук.

В наиболее выгодном положении оказались алюминий и никель. Цены на алюминий с января по сентябрь выросли на 20%, но с тех пор скорректировались на 15%. На Лондонской бирже металлов 24 декабря алюминий стоил $1834 за тонну.

Похожую динамику демонстрировали никель, медь и цинк. «Никель с начала года по сентябрь показывал солидный рост 36%. Вчера на Лондонской бирже он стоил $15 275 за тонну», — отмечает Ткачук.

По его словам, неплохо по году смотрелась и сталь: на Лондонской бирже она с января прибавила почти 50%. Этот рост последовал за сильным падением цены в 2013 году, когда металл обновил исторический минимум, практически добравшись до отметки $100 за тонну. Текущая цена в Лондоне — $500, в Китае — $444 за тонну.

Отличники рынка

Среди крупных российских металлургических компаний лучшие результаты в уходящем году показали ГМК «Норильский никель» и ОК «РУСАЛ».
«Норникель» более 90% продукции продает на экспорт. При этом почти все производственные расходы предприятия идут внутри России в рублях. «Компания чувствует себя достаточно комфортно на фоне колебаний курсов валют. Хотя часть закупок материалов, сырья, оборудования осуществляется в валюте, эффект роста валютной выручки для нас сильнее. Мы регулярно проводим анализ чувствительности наших показателей к изменению макроэкономических условий. Это позволяет ГМК сохранять финансовую устойчивость», — сообщили Forbes в «Норникеле». Свою долговую нагрузку компания характеризует как низкую — на середину 2014 года чистый долг составлял $3,5 млрд. В 2015-м к погашению запланировано $500 млн.

Нестабильность валютного рынка не помешала акционерам «Норникеля» 13 декабря проголосовать за выплату дивидендов по итогам 9 месяцев — 762,34 рубля на акцию. За аналогичный период 2013 года компания заплатила 220,7 рубля на акцию.

«РУСАЛ» экспортирует порядка 80% продукции. Сокращение издержек, рост мировых цен на алюминий и ослабление рубля позволили увеличить показатель EBITDA за 9 месяцев на 57% — до $863 млн. В 4-м квартале EBITDA может превысить $400 млн при сохранении текущей ситуации на рынке.

Компания проводит импортозамещение спецтехники для своих заводов. Российские аналоги машин дешевле зарубежных на 40%. Подсчитанный экономический эффект для «РУСАЛА» уже составил более $1,5 млн.

Прощай, Америка

Российские металлурги в 2014 году активно взялись за сокращение своей собственности за рубежом. Две компании — «Норникель» и «Северсталь» — удачно продали иностранные предприятия, снизив долю в низкорентабельном бизнесе и уменьшив экономические риски из-за нестабильной политической ситуации.

«Норникель» осенью реализовал активы в Австралии за $1 млн (плюс экономическая выгода от сделки порядка $200 млн) и Африке за $337 млн.
«Северсталь» в сентябре полностью вышла из североамериканских активов, получив за два сталелитейных завода и одного угольного производителя $2,465 млрд. По мнению аналитика RMG Securities Андрея Третельникова, проданные предприятия из-за низкой рентабельности размывали результат «Северстали» в целом. «Учитывая негативные тенденции на рынке, чтобы не потерять деньги, надо развивать свои преимущества — низкую себестоимость производства стали в России, что в условиях профицита предложения является более предпочтительной стратегией. При этом «Северсталь» провела сделки по хорошей цене, что позволило компании выплатить спецдивиденды, снизить уровень долга, подготовиться  к ухудшению ситуации на рынке», — говорит эксперт.

Трубная металлургическая компания (ТМК, основной владелец — Дмитрий Пумпянский) и Evraz (совладельцы — Александр Абрамов и Роман Абрамович) решили сократить свои доли в североамериканских дивизионах через IPO. ТМК в конце ноября объявила о начале подготовки к размещению американской TMK IPSCO. IPO рассчитано на среднесрочную перспективу и призвано снизить долговую нагрузку, пояснили в ТМК. Evraz до конца года планировал разместить на бирже в Нью-Йорке до 35% акций дочерней Evraz North America на сумму до $500 млн, но, по сообщению Bloomberg, отложил эти планы на 2015 год из-за падения цен на нефть.

То, что российские металлурги расстаются с зарубежными активами, объяснимо на фоне профицита стали в Китае, отмечает Андрей Третельников. «До 2008 года многие видели в китайском растущем стальном импорте долгосрочный тренд, но кризис скорректировал ожидания. А так как Китай определяет общемировые тенденции на сталелитейном рынке, то на горизонте пяти лет позитивных решений в этом секторе не видно», — считает он.

Целительная девальвация

Ощутимые преимущества от девальвации рубля получили не только «Норникель» и «РУСАЛ». К примеру, у «Мечела» валютные экспортные продажи составляют треть от общей выручки. Огромный долг компании с начала года снизился в долларовом выражении с $9 млрд до менее чем $7 млрд, так как больше чем наполовину номинирован в рублях.
Металлургический дивизион «Мечела» в третьем квартале показал рекордную рентабельность. Маржинальность выросла, так как сырье для металлургии — железная руда и  коксующийся уголь — на 5-7-летних ценовых минимумах, говорит представитель компании.

«Северсталь» (основной владелец — Алексей Мордашов) испытывает нейтральное влияние от рублевой девальвации. С одной стороны, компания традиционно направляет на экспорт 30-40% продукции, а ее основные издержки и капитальные затраты выражены в рублях. С другой стороны, «Северсталь» имеет преимущественно долларовый долг, но он долгосрочный и на 80% публичный, что снимает необходимость вести переговоры с банками-кредиторами по реорганизации, отметили в компании.

«Металлоинвест» больше половины продукции (железной руды, окатышей, горячебрикетированного железа) отгружает на отечественный рынок. По компании ударил профицит мировой железной руды, на которую с начала года падают цены. Если в январе железорудное сырье (ЖРС) торговалось по цене $120 за тонну, то на 24 декабря — по $68. Министерство промышленности Австралии прогнозирует, что в 2015 году железная руда будет стоить в среднем $63 за тонну (в этом году средняя цена составит около $88). «Ситуация на мировом рынке ЖРС выровняется, когда уйдут слабые игроки. Девальвация рубля тоже должна положительно сказаться на «Металлоинвесте». Ждем улучшения его результатов с третьего квартала 2014 года», — говорит Андрей Третельников.

Цикл мировой монетарной экспансии подходит к концу, российским компаниям пришло время делать ставку на внутренний рынок, предупреждает он. По словам аналитика RMG Securities, «с экономической точки зрения у нас огромный потенциал по увеличению потребления стальной продукции в строительной отрасли, в машиностроении». «Также повышается конкурентоспособность нашей стали на экспорт в Европу, на Ближний Восток. Эти вещи надо пытаться развивать. С девальвацией рубля наши преимущества увеличились, себестоимость производства стала одной из самых низких в мире», — резюмирует эксперт.

Китайский барьер

Ценовой прогноз на 2015 год по металлам нейтральный. «По цветным металлам в следующем году роста ожидать не стоит, возможно даже небольшое понижение. Это связано с тем, что цветные металлы чутко реагируют на состояние экономики Китая, которая сейчас замедляется», — говорит Роман Ткачук.

Для черных металлов и железной руды ситуация тоже не очень позитивна, так как спрос со стороны промышленных центров — Китая и Бразилии — падает, и рынок, скорее всего, отреагирует ценовым снижением. В России падение спроса от основных потребителей — автопрома, строительной отрасли — будет еще более выраженным, ведь к общемировому тренду здесь прибавляются девальвация рубля и экономический кризис, подытоживает аналитик «Норд-Капитала».
Персоны Компании
Много шума и ничего
ЛДПР на протяжении 20 лет успешно спускает протест общества в песок.
Сочи-2014: чем закончилась для России Олимпиада
В начале 2014 года у зимних Олимпийских игр в Сочи были все шансы стать главным событием года в России, но потом их оттеснили другие, более безрадостные события. Правда, Олимпиада – мероприятие слишком масштабное, чтобы можно было давать ему однозначную оценку.
Отдых поневоле
Сколько тратят на отпуск патриоты.
Расследование РБК: кто зарабатывает на платной парковке в Москве
25 декабря в столице заработала новая зона платной парковки – на всей территории внутри Третьего транспортного кольца.
Семеро россиян выпали из сотни богатейших людей мира
Из 13 российских бизнесменов, на начало года входивших в список 100 богатейших по версии Bloomberg Billionaire Index, сейчас осталось лишь шестеро. За год их состояние снизилось на $63 млрд.
Главный вывод: у России нет экономического суверенитета
«И это может стать личной катастрофой для Владимира Путина».
«Замучаетесь пыль глотать»
Почему российские бизнесмены не торопятся выводить активы из офшоров.
Война с «Армадой»: как ссора акционеров поставила под угрозу бывший IT-бизнес РБК
Бывшее подразделение медиахолдинга РБК за несколько лет превратилось в одного из крупнейших игроков на IT-рынке и зарабатывало миллиарды на госконтрактах. Что не поделили его нынешний и бывший совладельцы?
«Даже Пумпянский так себя не вел»
Почему в СКБ-банке сменился председатель правления.
Задолженность РФС по кредитам составляет 430 млн рублей
Финансовый директор РФС Вадим Пархачев объяснил, почему у его организации нет денег на выполнение контракта с Фабио Капелло.
Смерть у подножия скалы Гран Рош
Промежуточный финал одного частно-государственного партнерства.
Жизнь инвестбанкира как детективный роман
Тайна наследства Леонида Рожецкина не менее интересна, чем загадочные обстоятельства его смерти.
Гуцериевы подвинут "Трех китов"
"Бин" может выкупить бывший радиорынок.
Нерабочий класс
Глава российских профсоюзов Михаил Шмаков хорошо устроился в особняке на Рублевке.
«Все просили денег, а он свободы»: жизнь и дела Кахи Бендукидзе
13 ноября в Лондоне умер Каха Бендукидзе, ему было 58 лет. В России Бендукидзе был известен как предприниматель, в Грузии как государственный деятель.
Подан иск о банкротстве крупнейшей дочки «Роснефти»
Нефтесервисная компания «Аган-бурение» подала иск о признании банкротом крупнейшей добывающей дочки «Роснефти» – «РН-Юганскнефтегаз».
Сын Сулеймана Керимова Саид купил крупнейшую сеть кинотеатров в стране — «Синема парк»
Он заплатит Владимиру Потанину из собственных средств.
Потанин перевел акции из фигурирующего в процессе о разводе офшора
Владимир Потанин перевел 30% акций «Норникеля» со счетов кипрской компании Interros International Investments Ltd на другую кипрскую структуру Olderfrey Holdings Ltd, сохранив за собой 30,4% акций «Норникеля».