Долларовых миллионеров Верюжского и Капитонова, чьи структуры задолжали Сбербанку, банкам «Санкт-Петербург» и «Возрождение» около 10 млрд рублей, на днях арестовали. И никто бы ничего не узнал, если бы Хрючкин не продал компанию стоимостью в три миллиарда за 45 тысяч рублей.
В эпоху своего рассвета группа компаний «Рубеж» была крупнейшим игроком на рынке поставок мяса в России. Она основана петербургскими бизнесменами Геннадием Хрючкиным и Василием Верюжским в начале 1990-х годов и первоначально специализировалась на импорте свинины, куры и говядины. В 2003 году, по требованию отечественных производителей, в России были введены квоты на ввоз мяса, то есть определенный объем продукции, сверх которого импорт запрещен.
Квоты устанавливаются федеральным правительством по так называемому «историческому принципу», то есть учитывается, сколько мяса компания поставила за предыдущий период. При таком подходе основными получателями квот стали те фирмы, которые специализировались на импорте ранее, в том числе – ООО «ПродИмпорт», которое является одной из «дочек» «Рубежа». В итоге компания была крупнейшим получателем мясных квот: так, в 2008 году «ПродИмпорт» имел наибольшую квоту на импорт свинины (42 тысячи тонн при общем объеме квоты в 493 тысячи) и куры (88 тысяч тонн из 878).
Имея постоянный и стабильный доход, партнеры решили начать собственное производство мяса. Компания «Рубеж» выкупила нерентабельные птицефабрики в Псковской и Новгородской областях, провела их модернизацию. Кроме того, в эпоху подъема в группу входили завод «Мясные деликатесы» в Петербурге, а также складской комплекс с холодильным оборудованием на Софийской улице. Деньги под эти проекты давали банки. Так, Сбербанк предоставил 3,3 млрд рублей для реконструкции птицефабрик в Псковской и Новгородской областях, «Санкт-Петербург» дал 2,5 млрд на складской комплекс. По оценке оперативников налогового блока ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, общий объем долговых обязательств «Рубежа» составляет около 10 млрд рублей. Это не считая процентов и пени. С ними – все 16 миллиардов.
Проблемы у мясного гиганта возникли после кризиса 2008 года. На птицефабриках начались задержки зарплаты, что потребовало неоднократного вмешательства прокуратуры, а самое главное – группа больше не могла расплачиваться по кредитам. В Арбитражном суде начались многочисленные судебные тяжбы о взыскании задолженности. По состоянию на июль 2014 года, в головной компании группы ООО «ГПК Рубеж» и в ООО «ПродИмпорт», которое по-прежнему получает мясные квоты, введено внешнее управление.
Как отмечают собеседники «Фонтанки» в экономической полиции Петербурга, банки имеют в совете кредиторов только 20% голосов. Остальные 80% принадлежат фирмам, которые в свое время якобы выдавали группе векселя. Однако все эти фирмы замыкаются на владельцев «Рубежа», которые таким образом могут влиять на решения совета в нужную им сторону. В такой форме тяжба длится уже несколько лет. И продлилась бы еще, как и многие подобные дела о банкротстве крупных компаний. Если бы не конфликт, вспыхнувший среди самих собственников.
В разгар кризиса основатели «Рубежа» Геннадий Хрючкин и Василий Верюжский дали личные поручительства банкам, что группа вернет взятые кредиты со всеми процентами. По заявлению самого Хрючкина, с которого и началась уголовная история мясных магнатов, в 2009 году генеральный директор «ПродИмпорта» Иван Капитонов стал убеждать его перевести свою долю в группе на голландскую компанию Platinum Holding B.V., чтобы банки не могли взыскать ее как личное имущество должника. Речь шла о самом ценном активе предпринимателя и всей группы: 100%-ной доли в «ПродИмпорте», чья история обеспечивала получение мясных льгот.
В итоге Геннадий Хрючкин продал свою долю по номинальной цене в 45 тысяч рублей, хотя он оценивает ее стоимость в 3 млрд рублей. Покупателем выступал Павел Кукенко – первый муж жены его бизнес-партнера Василия Верюжского. Последний, в свою очередь, перепродал актив Platinum Holding B.V. за 80 тысяч рублей. Далее, по словам Геннадия Хрючкина, он потерял контроль над «ПродИмпортом», а все управление группой сосредоточилось в руках Капитонова и Верюжского. Попытавшись вернуть себе компанию, Хрючкин выяснил, что у него нет доли в Platinum Holding B.V. Мясной король остался без квот. А квотами стали распоряжаться его бывшие компаньоны. Если попросту, то продавать их тем, кто хотел сэкономить на таможенных пошлинах.
Как рассказал нам один из игроков на рынке квот Петербурга, «Капитонов стоит ровно столько, сколько стоят сегодня квоты на 55 тысяч тонн мяса из 600 тысяч тонн, при учете, что квоты выданы до 2020 года, а с говядиной и свининой проблемы».
Не добившись от компаньонов возврата доли, Хрючкин обратился с заявлением в полицию, а в январе этого года Главное следственное управление ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти возбудило уголовное дело по статье 159-й, часть 4-я, – «Мошенничество в особо крупном размере». Так у чисто экономической истории появился нехороший процессуальный аспект.
«Фонтанке» стало известно, что 23 июня этого года оперативники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции начали реализацию. Было проведено около 20 обысков. В ресторане «Гинза» на Аптекарском были задержаны Капитонов и Верюжский. В кабинете у следователя оказались и их два юриста, отвечающие за неформальные процессы в арбитражном суде города. Первые двое были арестованы Петроградским судом 25 июня, вторые ушли из-под стражи под крупные залоги. Скорее всего, начали говорить.
Что касается арестованных долларовых мультимиллионеров, то, как стало известно нашему изданию, Верюжский отвечал на вопросы следствия осторожно. Был скромен. Капитонов же наоборот. Вначале он отказался от защиты и заявил, что сам себе адвокат. Затем сравнил себя с опальным петербургским бизнесменом Архангельским, как известно, находящимся в иммиграции и в розыске. При этом огорошил следователя текстом, мол, уголовное дело было заказано банкирами.
– Вернемся лучше к Хрючкину, – перебил его сотрудник.
Как журналистам «Фонтанки» рассказали в экономической полиции, «Капитонов очень талантлив и убедителен. Финансовые претензии к нему простираются от Европы до Америки. Модель его работы нам известна. Она – будь здоров: это около 60 компаний, через которые деньги переводились на нужные счета в Голландию. А чтобы содержать одну такую фирму, необходимо тратить около 100 тысяч долларов в год».
Судя по всему, и Капитонов, и Хрючкин, и банки собираются биться до конца. Другое дело, что сегодня они находятся уже в неравных условиях.
– Если поначалу Капитонов на допросах курил только «Парламент Сильвер», то к аресту он стрелял у нас любые сигареты, – прокомментировал нам один из сотрудников полиции.