В Челябинской области второй год расследуется уголовное дело по факту масштабной аферы, связанной со строительством Роднинского свинокомплекса и Кунашакской птицефабрики - двух предприятий, входящих в бизнес-империю депутата Госдумы РФ Олега Колесникова. Инициативная группа застройщиков обвиняет аффилированные с парламентарием структуры в том, что с 2012 года им не выплатили колоссальные долги. Однако в уголовном деле до сих пор только двое обвиняемых, причем один из них - помощник Колесникова, директор ООО «Энергостроительная компания» Павел Шестаев. Обманутые строители полагают, что в рядах обвиняемых должны быть как сам депутат Колесников, так и еще несколько его доверенных лиц.
Челябинский областной суд сегодня оставил в силе решение Калининской районной инстанции о продлении Павлу Шестаеву срока домашнего ареста до 29 января 2016 года, то есть всего до 9 месяцев и 11 суток. Шестаев и его защитники просили изменить даже эту, сравнительно мягкую, меру пресечения на залог в полмиллиона рублей или подписку о невыезде, но облсуд эти ходатайства не удовлетворил. Между тем присутствовавшие на суде пострадавшие недовольны: расследование продолжается который месяц, а результата все нет.
Уголовное дело в отношении Павла Шестаева было возбуждено в 2014 году. Тогда, по данным ГСУ ГУ МВД по Челябинской области, заявление на ООО «Энергостроительная компания», возглавляемое Шестаевым, а также «Трест «Энергострой» и ООО «КомплексСтрой» написали руководители субподпрядных организаций, занятых на строительстве птицефабрики в Кунашакском районе и свинокомплекса в Красноармейском. Заказчиком в обоих случаях выступала компания депутата Госдумы Олега Колесникова «Здоровая ферма», генподрядчиками – указанные три предприятия, во главе которых стояли люди из команды Колесникова, в том числе Шестаев. Оба объекта были сданы в 2012 году, однако денег субподрядчики так и не получили.
В итоге руководители восьми компаний Южного Урала заявили о мошенничестве, нанесшем им ущерб в 100 млн рублей.
Павел Шестаев в рамках расследования уголовного дела первоначально был взят под стражу, однако затем меру пресечения ему смягчили до домашнего ареста.
В работе над объектами «Здоровой фермы» в Кунашакском и Красноармейском районах участвовали несколько десятков компаний из Челябинской области (всего в деле 88 обманутых субподрядчиков). Но добиваться своих денег не только за столом переговоров поначалу решились руководители лишь четырех предприятий. Потом к ним присоединились еще четыре организации, однако по-настоящему активны по сей день шестеро: руководители ООО «Регион-Строй», ООО «Дельта ВТ», ООО «Профэлектрострой», ООО ПКФ «Каскад-РШ», ООО Строительная группа «ИнвестСтрой» и ООО «Аванстрой». Долг перед ними на сегодня, после реструктуризации долга, арбитражных разбирательств и прочих взаимных уступок, составляет 73 млн рублей. Однако и эти деньги взыскивать очень сложно: все три генподрядчика давно уже заявили о банкротстве.
«У ООО «Энергостроительная компания» на сегодня очередь из 65 кредиторов, у «Треста «Энергострой» - 17 кредиторов, у «КомплексСтроя» - шестеро, - рассказывает директор пострадавшего ООО «Профэлектрострой» Игорь Рюмин. – И это только те, кто успел заявиться в качестве кредиторов. Остальные или махнули рукой – мол, все равно не выбьешь деньги из депутата, - или опоздали».
По словам Игоря Рюмина, с ними с самого начала не хотели разговаривать честно.
«Владимир Суворов (руководитель ООО «Трест «Энергострой» - прим. ред.) еще в декабре 2013 года обещал мне встречу с Олегом Колесниковым по поводу невыплаты причитающихся нам денег. Но тогда Олег Алексеевич объяснил, что не пришли федеральные деньги на развитие птицефабрики и свинокомплекса. Затем, в декабре 2014 года, нам обещали реструктуризацию долгов и предлагали свои векселя в качестве гарантии погашения. К счастью, в Сбербанке объяснили: эти «ценные бумаги» мало чего стоят», - говорит строитель.
В обращении на имя генпрокурора России Юрия Чайки обманутые бизнесмены утверждают: «Заранее спланировав мошенническую схему, нашим предприятиям различными способами не оплачивали выполненные работы. Колесников и его команда отказывались подписывать отчетные документы, на строительных площадках непосредственное руководство со стороны подрядной организации осуществлялось «правой рукой» Колесникова – помощником депутата и генеральным директором ООО «Энергостроительная компания» Шестаевым, несмотря на то, что часть договоров заключалась с другими подрядными организациями, как позже выяснилось со слов Шестаева, – прокладками (дословно). Был весьма запутанный и непонятный нам порядок приема выполненных работ по указанию Шестаева лицами, не имеющими отношения ни к подрядной организации, ни к заказчику. Время умышленно затягивалось, и заранее планировалась банкротство предприятий, участвующих в мошеннической схеме».
По словам бизнесменов, Павел Шестаев объяснял им в ответ на требование отдать долги, что всеми финансами распоряжается Олег Колесников лично, а он, директор «Энергостроительной компании», только выполняет указание депутата накопить долг в 300 млн рублей.
Заметим, в руководстве «Здоровой фермы» Znak.com заявили, что понятия не имеют, кто такой Павел Шестаев. С самим обвиняемым связаться не представляется возможным: домашний арест подразумевает, в том числе, и запрет на общение с кем-либо, кроме следователей, адвокатов и близких родственников. Не удалось дозвониться и до самого депутата Олега Колесникова.
Что до мошеннической схемы, то строители объясняют ее так: «чудесным образом» все три генподрядчика в один прекрасный момент попытались обанкротиться. Схема преднамеренного банкротства выявлена Арбитражным судом Челябинской области еще в 2014 году. Но, по официальным данным, на сегодня в деле только два обвиняемых – сам Шестаев, сначала арестованный, а ныне пребывающий под домашним арестом, и директор ООО «Трест «Энергострой» Андрей Мацулевич, находящийся под подпиской о невыезде.
Однако предприниматели утверждают: реально в деле порядка 17 фигурантов, большая часть из которых на сегодня в бегах.
А убытки от участия в строительстве все еще чувствуются: ведь субподрядчикам приходилось брать кредиты в банках, рассчитывая вернуть их с прибыли, платить налоги и зарплату. В итоге на сегодня у многих испорчена и кредитная история, и деловая репутация в целом.
«От коллег мне часто приходится слышать: мол, зачем же вы полезли в непроверенную схему, ввязались в бесперспективное строительство, - делится Рюмин. – Но как это было предугадать? Во главе проекта – «целый» депутат Госдумы, строительство свинокомплекса и птицефабрики осуществлялось под гарантии федерального правительства. А в итоге – который месяц суды и мы все еще недосчитываемся миллионов».
Предприниматели уверены: следствие на сегодня буксует, так как никто из правоохранителей не решается официально предъявить претензии Олегу Колесникову. Как депутат нижней палаты российского парламента он обладает правовым иммунитетом, и возбудить в его отношении уголовное дело – прерогатива руководства Следственного комитета РФ, а никак не ГСУ областного полицейского главка. К генпрокурору Юрию Чайке бизнесмены уже обращались. Посланы сообщения уполномоченному при президенте РФ по правам предпринимателей Борису Титову, руководителю фракции «Единой России» в Госдуме Владимиру Васильеву, председателю комитета нижней палаты парламента по этике Виктору Заварзину. Обращались к губернатору и полпреду по УрФО. Результата пока нет.
«Совершенно очевидно, что следствие по делу не может быть всесторонним и полным, так как сталкивается с противостоянием депутата Госдумы РФ Колесникова и его «деловых» связей, - утверждают в одном из писем предприниматели. - Мы хотим, чтобы правоохранительные органы детально изучили все схемы «строек века» Олега Колесникова и вплотную занялись именно депутатом Государственной думы, который, по сути, сам и создал эту вопиющую долговую проблему».
А пока письма ходят по инстанциям, бизнесмены уже составляют план поездки в Москву – чтобы на этот раз лично, а не через письма, попытаться прорваться на прием к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву.