Спецназовцы убивали бизнесменов силой мысли

Источник
Бесследные исчезновения предпринимателей списали на бывших бойцов «Альфы».
Как стало известно “Ъ”, Следственный комитет России (СКР) завершил расследование громкого уголовного дела в отношении бывших бойцов центра специального назначения (ЦСН) ФСБ «Альфа» Бориса Чукаева и Александра Чуканова. По версии следствия, они участвовали в захватах и убийствах предпринимателей. В свою очередь, защита, отмечая, что тела жертв предполагаемых преступников до сих пор не найдены, уверена в невиновности силовиков.

Следователь ГСУ СКР предъявил обвинение в окончательной редакции бывшим сотрудникам ЦСН ФСБ «Альфа» капитану Борису Чукаеву и прапорщику Александру Чуканову, а также специалисту по стратегическому планированию компании «Авуар Дельта» Андрея Воскресенскому. Им вменяются в вину ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство двух и более лиц) и ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия). Обвиняемые и их защита начали знакомиться с материалами 40-томного уголовного дела.

Фигуранты были задержаны 25 декабря 2019 года в ходе масштабной операции, которую сотрудники СКР, Росгвардии, МВД и ФСБ провели в Москве, Подмосковье и во Владимирской области — в общей сложности по 18 адресам. При обысках, в частности во Владимирской области, сыщики, по данным следствия, нашли целый арсенал оружия: тротиловые шашки, электровзрыватели, ручной противотанковый гранатомет, пистолеты, патроны и гранаты Ф-1. Там же были найдены фальшивые номерные знаки для автомашин полиции и поддельные удостоверения МВД.

В тот же день после допроса всем троим предъявили обвинения, а Пресненский райсуд Москвы по ходатайствам следствия отправил их в СИЗО.

По версии СКР, преступная группировка была создана в 2000 году капитаном Чукаевым после того, как он вместе с напарником уволился из ФСБ.

Следствие считает, что, решив заняться преступным промыслом, бывшие спецназовцы, участвовавшие в боевых действиях в Афганистане и Чечне, стали использовать свои профессиональные навыки и это долгое время позволяло им избегать уголовного преследования, в том числе благодаря тому, что они вовремя избавлялись от тел своих жертв.

Свое первое преступление, по версии следствия, спецназовцы совершили в январе 2001 года. К этому времени господин Чуканов был принят на работу в личную охрану владельца банка «Метрополь» Айдара Котюжанского. По данным следствия, у охранника с шефом возник конфликт. По заданию Чуканова, по данным сыщиков, через газету «Из рук в руки» Воскресенский приобрел подержанный ВАЗ-2106, в который подельники заложили бомбу. Машину подогнали к спорткомплексу ЦСКА на Ленинградском проспекте и припарковали вплотную к BMW 750 банкира. Когда тот со своим телохранителем подошел к машине, раздался взрыв. Финансиста и его спутника спасла открытая крышка багажника, в который господин Котужанский укладывал свою спортивную сумку.

Следующий эпизод, установленный следствием, относится к ноябрю 2008 года. Тогда фигуранты решили привлекать деньги состоятельных предпринимателей под некие проекты инвестиционно-финансовой компании «Метрополь», а деньги им не возвращать. Одной из жертв аферистов стал владелец люберецкого продуктового рынка Илья Дворкин. 28 ноября тот вместе с водителем приехал на Донскую улицу, где располагался офис злоумышленников, чтобы забрать ранее одолженные им $5 млн. После того как предприниматель и его водитель зашли в помещение, их больше никто не видел. Из материалов дела следует, что господина Дворкина и его водителя чекисты там же расстреляли, их трупы упаковали в мешки и вывезли на Infiniti в неизвестном направлении.

Очередной жертвой ОПГ стал глава департамента платины ФГУП «Алмазювелирэкспорт» Александр Васильев, бесследно пропавший в мае 2012 года. По версии следствия, Борис Чукаев был знаком с господином Васильевым и через осведомителей узнал, что у того при себе после очередной сделки будет $1,5 млн наличными. 29 мая господин Васильев вышел из здания ФГУПа, расположенного на Остоженке, где его поджидали злоумышленники в Infiniti QX и Land Rover Discovery IV. После этого его никто не видел.

По данным следствия, причастность фигурантов к этим преступлениям подтверждают результаты более 30 экспертиз, проведенных в ходе расследования всех эпизодов, а также показания свидетелей.

В свою очередь, адвокат Бориса Чукаева Вера Асеева сообщила “Ъ”, что в уголовном деле ветеранов «Альфы» нет не только доказательств их причастности к убийствам, но и самого события преступлений. По ее версии, ни одна из 35 экспертиз не свидетельствует об их причастности к преступной деятельности, а, наоборот, говорит об их невиновности. В частности, по словам госпожи Асеевой, в ходе расследования, которое длилось 12 лет, так и не был установлен способ совершения двух преступлений. «Следов пороха, крови или биоматериалов в машинах обвиняемых обнаружено не было, хотя их разобрали буквально на детали»,— сообщила адвокат, добавив, что за фигурантами долгое время велось скрытое наблюдение, а все их переговоры прослушивались, но и это ничего не дало.

На допросах обвиняемые не отрицали, что знали бесследно пропавших людей, но отмечали, что лишь общались с ними, а по поводу убийств ничего пояснить не могут.