О чем балет
Балет «Нуреев» рассказывает о жизни танцовщика советского происхождения Рудольфа Нуреева, который в 1961 году, находясь на гастролях в Париже, попросил политического убежища и стал «невозвращенцем». Нуреев считается одним из главных артистов балета XX века. В 1983 году он стал руководителем балетной труппы Парижской оперы, был премьером Венской оперы, в последние годы жизни выступал как дирижер. В 1983 году у Нуреева был обнаружен вирус ВИЧ. Спустя 10 лет, в возрасте 54 лет, он умер.
Режиссер, сценограф и автор либретто спектакля — Кирилл Серебренников; музыку написал композитор Илья Демуцкий, хореографом-постановщиком стал Юрий Посохов.
Рассказывая о спектакле, Серебренников говорил, что «это будет байопик про всю жизнь — от детства, улицы Росси, школы, от Вагановского, до финала, до смерти. Это жизнь в одном балете, про 1960-е, 70-е, 80-е, 90-е годы, про несколько эпох». Хореограф Юрий Посохов в интервью «КоммерсантЪ» уточнял, что постановка — «не документальный, а скорее сюрреалистический «фильм», «не попытка показать артиста «как живого», а отображение его гениальности в наших умах, сердцах, душах».
Поставить балет «Нуреев» было решено два года назад после успеха мировой премьеры балета «Герой нашего времени», авторами которого были Серебренников, Посохов и Демуцкий.
Почему премьеру отложили
Причину переноса балета на собрании сотрудников театра объяснил директор Большого театра Владимир Урин. По его словам, спектакль еще не готов, в этом виновато руководство театра, которое «не рассчитало масштабы этого спектакля и время, которое на него уходило».
«Мы посмотрели, в каком состоянии готовности находится спектакль. Мы понимаем, что на сегодняшний день в том виде, в каком находится спектакль, показывать его на сцене Большого театра нельзя»
Запись встречи Урина с коллективом театра появилась в YouТube, но позже была удалена.
На брифинге 10 июля Урин рассказал, что решение о переносе было принято всей труппой, в том числе и самим Серебренниковым. Он также добавил, что в спектакле присутствует не только балет, но работа с массовкой началась по-настоящему только 2 июля. По его словам, претензии были по хореографии. «В спектакле Серебренникова важны танцевальные акценты. Мы видели, что этого не хватает, что это не доведено до профессионального. Сам Серебренников к хореографии отношения не имеет. Он театральный — художник, а хореографией занимается Юрий Посохов», — сказал гендиректор Большого.
Как писала газета «Ведомости», директор Большого принял решение о переносе, посетив генеральный прогон 7 июля.
10 июля ТАСС со ссылкой на источник, сообщил, что спектакль был перенесен по распоряжению министра культуры Владимира Мединского. Эту же информацию РБК подтвердил источник, близкий к ведомству.
«По замыслу Серебренникова, большинство актеров должны были исполнять свои роли обнаженными», — пояснил собеседник ТАСС. Кроме того, министра не устроило, что в оформлении спектакля используется фотография Рудольфа Нуреева, на которой он изображен полностью обнаженным. В ведомстве сочли, что постановка пропагандирует «нетрадиционные сексуальные ценности». Большой театр назвал это сообщение провокацией.
Между тем, в министерстве подтвердили факт разговора между Мединским и Уриным. «Состоялся долгий обстоятельный телефонный разговор, в котором они, в том числе, обсуждали балет «Нуреев» в постановке Кирилла Серебренникова», - заявили РБК в пресс-службе ведомства. При этом в ведомстве подчеркнули, что чиновники не занимаются цензурой и не запрещают спектакли.
Реакции
Режиссер Кирилл Серебренников отказался комментировать решение о переносе спектакля.
«Я не хочу комментировать. Это решение театра. Вот так они решили»
9 апреля, выступая перед артистами «Гоголь-центра» по случаю закрытия театрального сезона, Серебренников произнес речь, в которой в том числе коснулся переноса спектакля. «Все напасти проходят, сменяются режимы, сменяются деятели разные, сменяются ситуации разные, остается искусство. Этому есть миллион подтверждений. Спектакль, которого нет или не было, («Сон в летнюю ночь». — РБК) — он оказывается живее всех живых и играется много раз при аншлагах. Спектакль, которого не будет, все равно будет. Вчера было удивительно: я приехал со спектакля, которого не будет, на спектакль, которого не было. И под вот этими хештегами проходит наша жизнь», — сказал режиссер.
Перенос комментировали артисты Большого. Так, исполнитель главной роли Владислав Лантратов написал на своей странице в Instagram: «Нет слов... понимание что ты только полюбил роль, начал вживаться в спектакль, все начало складываться... и в секунду, вот эту вот твою маленькую жизнь у тебя с корнем вырывают... худшее для артиста...».
Сожаления о переносе спектакля выразила и артистка балета Большого театра Вера Борисенкова. «Невероятный! Самые лучшие! Это спектакль, который скорее всего вы никогда не увидите! Это подарок для всех нас, всех тех, кто сегодня был на сцене! Это космос!!! @bolshoi_theatre наша несостоявшаяся премьера- состоялась для нас! Спасибо Вам мои коллеги, педагоги, Юра, Кирилл, Илья! Я рыдала в начале, танцевала в самом конце, и кричала Браво до осипшего горла! Мы лучшие! Таких больше нет! Этого забыть невозможно!!!», — написала она на своей странице в Instagram.
Когда покажут спектакль
Вместо «Нуреева» 11, 12, 13 и 14 июля Большой покажет классический балет «Дон-Кихот». Деньги за билеты будут возвращены.
Балет «Нуреев» покажут зрителям в мае 2018 года, рассказал на брифинге 10 июля Урин. Он уточнил, что в разговоре с Серебренниковым было решено не переносить спектакль на сезон 2018/2019. Сам режиссер 4–5 мая 2018 года должен быть в Мюнхене, однако заявил, что постарается согласовать свой приезд.
Сколько денег потеряет Большой из-за отмены премьеры
На брифинге 10 июля Урин рассказал, что, так как спектакль не отменяют, а переносят, финансовых потерь у театра нет.
Говоря о репутационных потерях, директор театра отметил, что «важнее качество спектакля, важно сделать все качественно, чтобы это было достойно сцены Большого театра».
Деньги на балет
Впервые в истории театра в постановку спектакля были вложены личные средства. Это деньги президента-председателя правления Банка ВТБ Андрея Костина
. Спонсором спектакля стал ювелирный бренд Van Cleef & Arpels, сумма взноса которого оценивается в размере €100 000.