14 октября в Ереване прошел саммит глав государств – участников Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). На нем собрались президенты пяти стран, однако ни одного сколько-нибудь важного документа подписано так и не было. Видимо, не случайно – как выяснила «Наша Версия», уже в ближайшее время ОДКБ может прекратить свое существование.
На саммит съехались президенты Белоруссии, России, Киргизии и Таджикистана. Пожалуй, главной интригой, которая хоть как-то оживила происходящее, стало то, что в Ереван не смог приехать президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, прислав вместо себя премьер-министра. Пропустил встречу Назарбаев, как официально сообщалось, по состоянию здоровья: подхватил простуду и не смог приехать из-за плохого самочувствия. Обращает на себя внимание то, что ранее по той же причине казахский президент отменил свой визит в Азербайджан. По оценкам экспертов, таким образом казахский лидер реагирует на апрельское обострение карабахского конфликта.
ОДКБ определилась с террористами
Еще одной интригой стала ситуация в Карабахе. Будучи принимающей стороной, Ереван рассчитывал, что на саммите будет принято заявление по карабахской проблематике, но в результате его официально даже не обсуждали. Президент Армении Серж Саргсян сообщил, что в кулуарах коллеги по ОДКБ выразили готовность оказать свое содействие по достигнутым ранее в Вене и в Санкт-Петербурге договоренностям, призванным снизить напряженность в зоне конфликта, стабилизировать обстановку и продвинуть мирный процесс. Ну, конечно, и исключили вариант военного решения конфликта.
На итоговом брифинге было заявлено, что по итогам саммита принят ряд документов, направленных на укрепление потенциала ОДКБ в сфере борьбы с международным терроризмом. На деле для решения этой проблемы государства всего лишь договорились сформировать единый список террористических организаций. Отныне «Джабхат ан-Нусра» и «Исламское государство» признаются террористическими не только в России, но и во всех государствах – участниках ОДКБ. Пожалуй, это самый существенный документ, который подписали пять президентов. Такая усеченная повестка дня, по оценкам экспертов, говорит об очевидном кризисе ОДКБ. Еще одним симптомом болезни стал тот факт, что не удалось даже принять дежурную итоговую резолюцию. Президент Белоруссии Александр Лукашенко и вовсе посетовал, что некоторые договоренности, которые обсуждались на саммите, далеко не тянут на уровень президентов.
Примечательно, что на этом саммите так и не было принято решение о назначении нового генерального секретаря организации. Напомним, что на должности генсека ОДКБ Николая Бордюжу, срок полномочий которого завершается в этом году, по принципу ротации должен заменить представитель Армении. Вопрос этот вновь будет обсуждаться в конце текущего года, когда состоится очередной саммит в Санкт-Петербурге. Однако эксперты говорят, что назначать нового главу ОДКБ, возможно, будет уже незачем.
Организацию уничтожают внутренние конфликты
ОДКБ была создана на основе Договора о коллективной безопасности, подписанного 15 мая 1992 года Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. Число стран – участниц организации постоянно меняется, в разное время членами ОДКБ были девять стран. Сейчас в ее состав входят шесть государств – Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. Узбекистан приостановил свое членство в 2012 году. Азербайджан и Грузия отозвали свое членство в организации.
Большей интеграции в ОДКБ пытались добиться за счет укрепления военной составляющей. Сегодня Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ (КСОР) состоят из соединений и частей постоянной боевой готовности. Общая численность КСОР оценивается примерно в 20 тыс. человек, из которых половину составляют российские военнослужащие. В 2008 году Россия выступала с предложением создать альянс на базе ОДКБ, трансформировав его из аморфной структуры в реальный военно-политический союз. Заявлялось, что реформирование союза начнется с центральноазиатского направления, где будет создана крупная воинская группировка России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Для этого планировалось создать 10 батальонов, хорошо обученных и оснащенных, способных оперативно реагировать на экстренное обострение ситуации. Кроме того, ОДКБ намеревалась сформировать российско-армянскую и российско-белорусскую группировки. В дальнейшем планировалось создать объединенную систему ПВО, связи и управления армий стран ОДКБ. Единым должен был стать и военно-промышленный комплекс. Однако планы эти так и остались в мечтах.
Низкий авторитет этой организации эксперты объясняют тем, что ОДКБ изначально была не самым успешным политическим альянсом, так как у ее членов очень разные потенциалы – и военные, и политические, и экономические. Еще один существенный недостаток, ослабляющий организацию, – внутренние противоречия между странами ОДКБ. Например, остаются острыми пограничные проблемы между Казахстаном и Узбекистаном, не решены таджикско-узбекские противоречия. Добавим сюда и тот факт, что государства Центральной Азии крайне неохотно вовлекаются в проблемы, не касающиеся их региона напрямую. На протяжении многих лет камнем преткновения для организации является карабахский конфликт. Дилемма состоит в том, что Армения является членом ОДКБ, а значит, вправе с формально-правовой точки зрения рассчитывать на помощь союзников, однако по факту никто не гарантирует Еревану такую помощь. Все споры вокруг ОДКБ и внутренние противоречия все больше ведут к тому, что организация не только не стала авторитетной на международной арене, но и, возможно, за неэффективностью прекратит свое существование.
Александр Перенджиев, эксперт Ассоциации военных политологов:
– Сложность ситуации в том, что все члены ОДКБ, кроме России, вошли в эту организацию для того, чтобы минимизировать затраты на обеспечение своей национальной безопасности. По сути, у шести участников одно намерение – Москва должна обеспечивать их военную безопасность и снабжать новейшими видами вооружений на льготной основе. Союзники требуют преференции, но не готовы вместе с Россией работать в глобальном масштабе. При этом считают себя свободными от каких-либо серьезных шагов сближения в военно-политическом пространстве даже там, где Россия активно заявляет о своих интересах и нуждается в поддержке. Наглядный пример – операция в Сирии, которую фактически поддержали только в Армении, остальные государства ОДКБ демонстративно отвернулись в сторону. О создании каких-либо коалиций с такими союзниками по ОДКБ не приходится даже говорить – во всех сложных военно-политических вопросах они демонстративно не участвуют. Их пугает, что, оказавшись слишком близко с Россией, они вступят в противоречия с США, но им это не нужно, напротив, они стремятся показать свою лояльность американцам и НАТО. По сути, большинство стран ОДКБ рассматривают свое членство в этой организации как некий рычаг для политического торга с Москвой.
Хочется особо обратить внимание: несмотря на то что Россия находится в сложном финансовом положении, она продолжает оказывать помощь своим союзникам и вооружением, и различными другими проектами. Уверен, что больше, чем Россия, в обеспечении национальной безопасности этих стран никто не поможет. Сейчас организация проходит проверку на прочность: обострение ситуации в Нагорном Карабахе, война в Сирии, гибридная война в отношении России – все это обнажило проблемы ОДКБ, наглядно показало, что эта военно-политическая организация переживает системный кризис. Но, несмотря на все проблемы, ОДКБ продолжит свое существование по мере того, как Россия будет все больше повышать свое геополитическое влияние. Возможен даже более оптимистический вариант: появятся новые участники, в том числе из дальнего зарубежья, как вариант – Иран.