Холдинг USM выходит из капитала VK (ранее Mail.Ru Group), продав свой пакет в «МФ Технологиях» страховой компании «Согаз». Возможная цена сделки могла составить от 6,65 млрд до 16 млрд рублей, подсчитал Forbes. Ранее долю «Сбера» в «МФ Технологиях» купил Газпромбанк. В результате этих двух сделок аффилированные с «Газпромом» структуры становятся контролирующими акционерами VK. Бумаги компании в течение дня подорожали на 6%. Если новый акционер не будет вмешиваться в ее стратегию, то в долгосрочной перспективе ее акции начнут расти, считают аналитики.
В четверг, 2 декабря, холдинг USM объявил о продаже своей доли в VK (ранее Mail.Ru Group) группе «Согаз», сумму сделки стороны не раскрыли. USM владела долей в VK через участие в уставном капитале «МФ Технологий», которая контролирует 57,3% голосующих акций и 4,8% экономической доли VK. USM через «Мегафон» принадлежало 45% «МФ Технологий». Также напрямую USM владел 9% «МФ Технологий», но этот пакет «находится в сделке с Газпромбанком», рассказал Forbes представитель холдинга.
Кто получит контроль в корпоративном управлении VK, что сделка значит для инвесторов, USM и Газпромбанка?
Сумма сделки
Оценить стоимость сделки USM и «Согаза» можно, исходя из сделки по продаже доли «Сбера» в «МФ Технологиях», о которой банк объявил 12 ноября 2021 года. Покупателем 36% акций стал Газпромбанк, сумма сделки составила 12,8 млрд рублей.
Пакет «Сбера» в 36% голосующих акций соответствует 4 140 036 акциям, таким образом Газпромбанк заплатил 3092 рубля за акцию. Получается, что USM мог продать 45% (5 175 045 акций) за 16 млрд рублей.
Однако с момента сделки «Сбера» с Газпромбанком обыкновенные акции компании, которые торгуются на бирже, упали на 7,4% с 1388,6 рублей за акцию (цена закрытия на 11 ноября) до 1285,8 рублей (цена закрытия на 1 декабря). С учетом падения котировок, цена сделки могла составить 14,8 млрд рублей.
Если оценивать сделку, основываясь на рыночной стоимости VK, и предположить, что голосующие акции, которые не торгуются на бирже, стоят не меньше, чем обыкновенные, которые торгуются, можно оценить пакет в 45% в 6,65 млрд рублей (исходя из цены закрытия на 1 декабря).
Получается, что возможная цена сделки может находиться в диапазоне от 6,65 млрд до 16 млрд рублей.
Что это значит для VK
В результате этих двух сделок аффилированные с «Газпромом» компании фактически получат 81% голосующих прав в «МФ Технологиях», написал в записке для инвесторов аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. По его словам, хотя смена фактического держателя контрольного пакета акций VK не подразумевает каких-либо фундаментальных изменений в перспективах компании, это событие может повлечь за собой дальнейшие корпоративные изменения.
Беспалов добавил, что за последнее время ряд медиа, включая «Ведомости» и Financial Times, сообщали о разногласиях между акционерами совместного предприятия O2O, которое принадлежит «Сберу» и VK (владеет такси «Ситимобил», каршерингом «Ситидрайв», Delivery Club, сервисом экспресс-доставки продуктов «Самокат» и другими активами). Но стороны всегда отрицали перспективы развода.
С Беспаловым согласен директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Константин Асатуров. «Следующим логичным шагом VK будет разделение активов со Сбербанком, а с Газпромбанком среди акционеров вопрос дальнейшего финансирования не является таким серьезным риском», — считает Асатуров.
Что это значит для Газпромбанка и «Согаза»
После сделки «Согаз» станет владельцем 2,2% экономической доли VK и 25,8% голосующих акций. Его акционерами являются «Газпром», миллиардер Юрий Ковальчук, а также Михаил Шеломов через ООО «Акцепт», которого СМИ называют двоюродным племянником президента Владимира Путина, следует из базы данных «СПАРК-Интерфакс».
По словам председателя «Согаза» и предправления «Газпрома» Алексея Миллера «Коммерсанту», «Согаз» купил долю VK на рыночных условиях и рассматривает эту инвестицию как стратегическую.
Присутствовать в интернет-сегменте хотят многие игроки, поскольку у таких компаний значительные перспективы роста, при этом VK на данный момент оценивался инвесторами относительно дешево, считает аналитик «Уралсиба» Константин Белов.
Сейчас у «Согаза» уже есть доли в нескольких медиаактивах — 21,2% «Национальной Медиа Группы» (НМГ), 20% «Первого канала», 18% телеканала «РЕН-ТВ», 3% «Пятого канала».
Для Газпромбанка и группы «Согаз» VK представляет возможность интегрировать свои финансовые услуги в цифровые сервисы IT-компании, а также ускорить развитие бизнеса, возможно, для дальнейшей перепродажи, считает Асатуров из УК «Система Капитал». По его словам, не исключено, что для Газпромбанка VK станет платформой для развития небанковского бизнеса, который уже активно развивает «Сбер».
Наличие Газпромбанка среди акционеров может облегчить получение финансирования для VK, добавил Асатуров. По его словам, увеличение объема инвестиций может стать ключевым фактором, который позволит компании на равных конкурировать с экосистемами Сбербанка и «Яндекса».
Почему USM продал VK
Восприятие корпоративного управления в VK было плохим из-за истории сделок с заинтересованностью, перестановок акционеров и дисбаланса между экономической властью и правом голоса основного акционера, говорит аналитик «Ренессанс Капитала» Кирилл Панарин. «Неочевидно, улучшится ли восприятие нового акционера, но, вероятно, хуже не станет», — считает он.
Возможная причина продажи VK может скрываться в санкционных рисках для Алишера Усманова и USM, что негативно влияет на инвестиционный профиль холдинга, считает аналитик ИК «Велес Капитал» Артем Михайлин. Для USM продажа VK позволит сфокусироваться на текущих горнодобывающих активах, а также высвободит средства для инвестиций в новые, менее зрелые проекты, считает Асатуров.
Усманову, возможно, предложили выйти из капитала компании с премией к рыночной стоимости холдинга — он видит, что под его руководством стоимость компании фактически не растет, поэтому он мог быть не против такой сделки, рассуждает управляющий партнер венчурного фонда LETA Capital Александр Чачава.
Что делать инвестору
После объявления о сделке акции компании на Московской бирже выросли на 8%, однако затем рост скорректировался до 6,4%, стоимость бумаг в течение дня росла до 1345 рублей. USM выбрали «достаточно странное время» для выхода из актива с учетом того, что стоимость акций группы до объявления сделки находилась на минимуме, говорит Михайлин из ИК «Велес Капитал». С начала года стоимость акций VK упала на 33%.
Котировки MAIL от TradingView
Акции компании снижались, потому что она не показывала хороших результатов с точки зрения рентабельности и роста прибыли, полагает Белов из «Уралсиба». «VK активно вкладывает деньги в новые направления бизнеса, но квартальные результаты не особо впечатляли. Среди инвесторов есть те, кто готов вкладывать в компанию деньги, и новость о сделке подогрела их интерес», — отметил он. Сделка устранила высокий уровень неопределенности, который веял над бумагами VK в последнее время, согласен Асатуров.
Стратегия компании выглядит перспективной, однако инвесторы все равно опасались вкладывать в VK деньги из-за недостатка доверия к холдингу USM как к акционеру, считает Чачава. По его словам, потенциально акционерная стоимость VK может вырасти в 2,5-3 раза. «Если бы новым акционером стал не «Согаз», а более понятная рынку структура, то стоимость акций быстро возросла бы практически вдвое, рынок бы наконец поверил в перспективы компании», — считает он.
Положительная реакция стоимости акций на новость о сделке может быть связана с надеждами на то, что крупный акционер может выкупить доли миноритариев, считает начальник управления персонального брокерского обслуживания «БКС Мир инвестиций» Сергей Кучин. При этом стратегически сделка выглядит для аналитика негативно, и акции компании в перспективе могут упасть, поскольку международные инвесторы негативно воспримут совместное управление VK «Согазом» и Газпромбанком: такая структура вызывает опасения по поводу будущей стратегии компании, добавил он.
На данном этапе остается неясным, насколько «Согаз» (и Газпромбанк) планируют участвовать в стратегии и корпоративном управлении VK, отметили аналитики Sova Capital в записке для инвесторов.
Трехлетний акционерный конфликт
Алишер Усманов стал владельцем VK в 2008 году: тогда он купил 35% Digital Sky Technologies (DST) — предыдущее название холдинга, которое сохранялось с 2005 по 2010 год. В 2010 году VK провела IPO, но основные акционеры интернет-компании — Усманов (45,4% голосов и 26,7% обыкновенных акций) и холдинг Naspers (35% голосов и 30,8% обыкновенных акций) отказались продавать свои доли. К этому моменту выручка компании составляла $148,3 млн, а прибыль — $165,7 млн рублей по итогам 2009 года.
К 2010 году VK, которая тогда еще называлась DST, консолидировала 100% «Одноклассников», а к 2014 году получила полный контроль над «ВКонтакте». Холдинг был владельцем двух самых популярных в России соцсетей. При этом покупка «ВКонтакте» была связана с трехлетним акционерным конфликтом.
«ВКонтакте» в 2006 году запустил Павел Дуров, который предложил стать партнером по бизнесу своему однокласснику по гимназии в Санкт-Петербурге Вячеславу Мирилашвили. А Мирилашвили пригласил в проект своего одноклассника по израильской школе Льва Левиева. Мирилашвили инвестировал в проект $30 000, которые взял в кредит у фирмы своего отца Михаила Мирилашвили, писал Николай Конов в книге «Код Дурова». В ней также говорилось, что изначально Дуров, Левиев и Мирилашвили владели по 20% соцсети, а 40% принадлежало деду Мирилашвили — эта доля после его смерти отошла отцу.
В 2011 году Мирилашвили и Левиев продали 39,99% «ВКонтакте» Mail.Ru Group. Оставшиеся акции распределялись таким образом: 40% осталось у семьи Мирилашвили, 12% у Дурова и 8% у Левиева. Ранее Forbes писал, что Левиев и Мирилашвили хотели продать свои акции в соцсети Mail.Ru Group, но Дуров был против сделки.
В 2013 году газета «Ведомости» сообщила, что партнеры продали 48% принадлежащих им акций «ВКонтакте» фонду United Capital Partners Ильи Щербовича. При этом Дурову и Усманову воспользоваться преимущественным правом выкупа Левиев и Мирилашвили не предложили — о сделке они узнали постфактум. Сумма сделки не раскрывалась, но Forbes оценивал ее в $840 млн. Отношения Дурова и Щербовича были натянутыми, а еще сильнее они испортились после запуска мессенджера Telegram. Сам Дуров продал свою долю в январе 2014 года Ивану Таврину, который был в тот момент гендиректором «Мегафона», а спустя два месяца эту долю купила Mail.Ru Group. Уже в сентябре того же года Mail.Ru Group договорилась о покупке доли UCP за $1,47 млрд, таким образом консолидировав 100% «ВКонтакте».