«СОГАЗ» начинает и выигрывает

Источник
За счет чего «СОГАЗ» сумел захватить страховой рынок.
О том, чем живет современный страховой рынок, лучше всего говорят недавние тендеры, в которых приняли участие две страховые компании. Точнее сказать, участником была одна компания, а другая стала победителем. Судя по всему, еще до того, как был проведен конкурс.

Сначала выбирали страховщика для РЖД из двух компаний - «Согаз» и «МАКС». Но «Согаз» в свое время поглотил компанию «ЖАСО» - кэптивного страховщика РЖД. Именно она получила контракт. В чем, собственно, мало кто сомневался. А затем состоялся еще один тендер, где в качестве участника также выступила СК «МАКС». А в роли победителя - Согаз. На этот раз Согаз получил контракт на страхование жизни и здоровья сотрудников МВД на сумму 12 млрд рублей. МАСК предложила сумму в 10,4 млрд рублей, и предсказуемо проиграла.

Рожденная «Газпромом»

Судя по всему, никаких случайностей в тендерах «Согаза» практически не бывает. Созданная «Газпромом» исключительно в качестве кэптивного страховщика, эта компания превращается в полноценного монополиста на страховом рынке. Хотя к «Газпрому», собственно, имеет сейчас лишь опосредованное отношение. Сейчас структурам газовой монополии в корпорации принадлежит в общей сложности 23,69% акций, что следует из анализа схемы взаимосвязей акционеров АО «Согаз» и лиц, под контролем либо значительным влиянием которых находится компания, размещенной на сайте Центробанка.

Крупнейший пакет (32,3%) контролирует семья Юрия Ковальчука, которая появилась в бизнесе в 2004 году. Случайно или нет, но это появление совпало по времени с развязыванием самого темного узла в истории российского капитализма - ликвидации двух рынков акций «Газпрома». В 1997 году участь акций котировалась на внутреннем рынке, а часть - на внешнем. Цены различались в разы, но выводить внутренние акции на внешний рынок было категорически запрещено. Такой запрет стал результатом того, что государство «в суматохе 90-х» потеряло мажоритарный пакет и всерьез опасалось, что в итоге газовая монополия окажется в иностранных руках. Нетрудно предположить, что результатом этой комбинации стало появление удивительной схемной операции - покупки российских акций на счета российских юрлиц для использования в интересах конечных западных бенефициаров. Схемные операции с акциями «Газпрома» и стали главной фондовой операцией, так как они одновременно сочетали возможности глубокой геополитической игры и огромного заработка на банальной, хоть и растянутой по времени арбитражной операции. Особенно активным участником таких комбинаций стал фонд Билла Браудера «Эрмитаж», которому, по слухам, удалось сконцентрировать на своих счетах до 10% акций «Газпрома». Он же и стал главной жертвой операции по возврату «Газпрома» под контроль государства. Этот возврат сделал схему двух типов рынков ненужной, и она была ликвидирована, позволив сказочно обогатиться тем, кто не пытался сделать из финансовой игры политическую.

Одновременно расширились бизнес-возможности и для бизнеса с самим «Газпромом», который уже не был похож на осажденную крепость. Но круг этих возможностей не был безграничным, в нем могли участвовать исключительно доверенные и проверенные люди. Игорь Ковальчук и его банк «Россия», безусловно, входили в их число. Ему же была доверена трансформация Согаза из кэптивного страховщика «Газпрома» в «национального лидера» - игрока, способного взять под контроль наиболее выгодные сегменты страхового рынка.

Для решения этой задачи Игорь Ковальчук начал агрессивную скупку страховых активов. В этой роли чаще всего оказывались такие же кэптивные бизнесы, которые занимались корпоративным страхованием. Таким образом покупался не столько бизнес, сколько связи и существующие контракты, и договоренности с владельцами. Уже в 2005-м году Ковальчук купил СК «Нефтеполис», в 2009 - СК «Шексна», входившую в группу «Северсталь»; в 2013-м СК «Транснефть», в 2014-м СК «Алроса», а в 2016 - «ЖАСО», некогда могучего кэптива РЖД, без услуг которой доступ к сервисам железнодорожной монополии был практически закрыт.

Таким образом на рынке появился настоящий финансовый гиппопотам - компания, которая работает под единым брендом «Согаз», но представляет собой пул влиятельных людей, которые в обмен на акции поглощенных компаний сохранили свои позиции в совете директоров.

В поисках грустного заемщика

Новым этапом в экспансии «Согаза» стало приобретение в 2018 году «ВТБ-страхования» за 70,4 млрд рублей, часть этой суммы была оплачена акциями — ВТБ получил 10% в компании и место в совете директоров, а также денежную компенсацию.

Сделка была оформлена таким образом, что при сравнимой прибыли (по итогам 2017 года у «Согаза» 30,6 млрд рублей, а у «ВТБ-страхования» — 19,9 млрд рублей) стоимость «Согаза» была оценена в 594 млрд рублей, а ВТБ - в 103,6 млрд рублей

Зато в результате этих усилий на финансовом рынке появилась крупнейшая страховая корпорация, которая теперь могла зарабатывать деньги не только на корпорациях, но и на физических лицах. Теперь все получатели потребительских кредитов в офисах ВТБ волей-неволей оказывались держателями полисов «Согаз». Если верить многочисленным отзывам в интернете - несчастливыми полисами.

В этом нет ничего необычного, так как работа с физическими лицами - совсем не то же самое, что корпоративные договоры. Тем более страховщих не торопится расширять сеть своих розничных подразделений, предпочитая работать «дистанционно», что, конечно же, не устраивает клиентов, которые обычно обращаются за страхованием не в лучшие моменты свои жизни.

Профдеформация

Активная экспансия «Согаза» на рынке страхования банковских кредитов чудесным образом «совпала» с ростом, собственно, самого кредитования населения в банках. Рост сборов страховых премий в сегментах страхования жизни и страхования от несчастных случае - главные связанные с кредитами виды страховок - растут двузначными числами. И прогнозы ориентированы на дальнейший рост.

Обладание монополией в такой ситуации позволяет собрать все самые вкусные плоды с рынка. По наблюдениям Бориса Хаита, одного из ветеранов российского рынка страхования, создателя компании «Спасские ворота», «если говорить о страховом рынке сейчас, то сказать, что он монополизирован – это значит выражаться очень мягко».

Но что еще более важно, он профессионально деформирован. Что это означает? По мнению Хаита, для крупнейших страховых компаний «основное сейчас уже не страховая защита, а то, кто где держит деньги».

Другим словами, работает механизм оптимизации финансовых потоков, внутри связанных невидимыми нитями мощных финансовых групп. И это совсем не те олигархические группы 90-х, которыми пугали (и продолжают пугать) обывателей. Речь о мощных конструкциях, способных решать любые, в том числе политические задачи. Кроме того, чтобы предоставлять качественный сервис на конкурентном рынке.
Персоны Компании
ВТБ порадует друзей снеговиками, Промсвязьбанк - лопатами
Органы власти и госкомпании потратят на новогодние празднества 8 миллиардов рублей — и это без учета скрытых и засекреченных закупок.
Как ТАИФ лег под Михельсона и Тимченко
В конце сентября 2021 года в одном из залов Казанского кремля встретились люди с совокупным состоянием 62 миллиарда долларов. Это вдвое больше валового регионального продукта Татарстана.
Палихата без Венжика много не навоюет
После ареста Леонида Венжика, которого за глаза называют "менеджером Владимира Палихаты", тот может замедлить свою экспансию в Подмосковье.
Ростехнадзор отнесся к "Листвяжной" по-отцовски
Могли ли родственные связи помешать кемеровскому Ростехнадзору контролировать соблюдение техники безопасности на взорвавшейся шахте «Листвяжная».
Расстреливали, растворяли в кислоте, травили ядами
Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов 19-20 декабря посетит Объединенные Арабские Эмираты с рабочим визитом
Грабительская приватизация и редкоземельные аферы - с чего начинал Якунин
Владимир Якунин прошел сложный путь, превратившись из коллеги Путина по КГБ в главу РЖД, затем в олигарха. Теперь он живет в Европе, где создал международную сеть по отмыванию денег.
У Токарева с Сечиным "Дружба" ржавеет
Задержание экс-руководителя одной из структур "Транснефти" приведет к новым разбирательствам вокруг грязной нефти в трубопроводе "Дружба" – а там и Николаю Токареву придется беспокоиться.
Из Роскосмоса в подвалы Донстроя
Куда и зачем Андрей Костин тянет Дмитрия Рогозина.
Денис Мантуров. Крестный отец Геленджика
За этот год Мантуров заработал 90 миллионов рублей. Спустя год чиновник задекларировал чуть меньше — 72 миллиона. В 2012 году Мантуров стал министром и заработал на 30 миллионов больше
КГБ, ОПГ, РЖД. Путь Владимира Якунина, часть I
Владимира Якунина, который из соратника и коллеги Путина по КГБ превратился сначала в главу РЖД, затем в олигарха, а теперь обосновался в Европе, где создал международную сеть по отмыванию
Бастрыкин выбил из-под Федяева стул
Визит председателя СК России Александра Бастрыкина в Кемеровскую область завершился задержанием президента кузбасского холдинга «СДС»,  Михаила Федяева по делу о взрыве на шахте «Листвяжная».
Минниханов вздрючил «Первую грузовую компанию» из-за вагонов
Сразу два российских региона — Коми и Татарстан — предупредили о возможном закрытии предприятий и срыве отопительного сезона из-за дефицита вагонов.
Robokassa ищет покупателя
Платежный агрегатор в поисках нового собственника.
Игорь Ефремов сгоняет «Свободного сокола» с трубы
Попытка «отжать» ЛТК «Свободный сокол» угрожает будущему предприятия и может оставить жителей Крыма и Москвы без воды.
У Мордашова уголь высыпался из кармана
Все шахты Воркуты в 2022 году окончательно перейдут в собственность долларового миллиардера Романа Троценко, советника президента «Роснефти» Игоря Сечина. 
В лофте Urban Group поселится Hutton
Бывший бизнес-центр компании ушел другому девелоперу.
Банкир Сторонский будет делать Revolut-цию дома
Николай Сторонский "вынужденно" заводит свой "суперстартап" в Россию. На Западе давят, а дома и стены помогают, да и влиятельный папа-газпромовец тоже в "минус" не сыграет.
На "Химмаш" легла тень Ликсутова
Какое отношение заммэра Москвы Максим Ликсутов может иметь к проблемам и едва ли не развалу градообразующего предприятия города Алексеевка в Белгородской области.