Сода камень точит

Источник
Башкирская содовая компания продолжает давить на власти Башкирии. Если ей не разрешат добывать соду в заповедниках, то в ближайшие годы РФ останется без башкирской соды.
Крупнейший производитель пищевой соды в России — Башкирская содовая компания (БСК) намерена к концу года подготовить план сокращения инвестиций, производства и массовых увольнений. БСК считает, что не имеет сырьевой базы для продолжения деятельности после 2022 года, и требует разработки памятников природы — гор Тратау и Юрактау. Власти Башкирии, владеющие блокпакетом БСК, пересматривать статус гор отказались, считая, что у компании есть другие источники сырья, несущественно увеличивающие стоимость логистики.

БСК до конца года намерена обсудить программу деятельности при сырьевом кризисе: совет директоров 27 июля поручил менеджменту до 1 октября оценить целесообразность дальнейшего инвестирования в производство кальцинированной соды и бикарбоната натрия. Будут рассмотрены варианты снижения выпуска продукции и сокращения персонала. За разработку программы голосовали шесть из девяти членов совета, представляющих контролирующего акционера — «Башкирскую химию», против были директора от государственной инвесткомпании Башкирии «Региональный фонд».

БСК — крупнейший в РФ производитель кальцинированной (до 1,8 млн тонн в год) и пищевой соды, третий производитель ПВХ, входит в тройку по каустической соде. У «Башкирской химии» 57,18% акций, у региона — 38,28%.

Сокращение выпуска соды — единственная возможность сохранить производство в работоспособном состоянии «на как можно более длительный срок в условиях нарастающего дефицита сырья», отмечают в БСК. Корректировке подвергнется, судя по всему, и бизнес-план на 2019 год. «Обсуждается снижение производства основной продукции до 60% в течение пяти лет и сокращение примерно 40% персонала — с 9 тыс. до 5 тыс. человек,— сказал источник “Ъ” в совете директоров.— Это на случай, если производство соды не сохранится».

В годовом отчете БСК отмечала, что обеспечена сырьем до 2022 года. Тему истощения сырьевой базы предприятие поднимает с 2015 года: запасы месторождения Шахтау в Стерлитамаке почти исчерпаны. «Качество сырья ухудшается, поскольку мы добываем из-под воды (запасы обводнены.— “Ъ”). Есть большой риск, что ситуация ухудшится»,— отметил собеседник “Ъ” в компании. В 2016 году аффилированное с «Башхимом» АО «Сырьевая компания» получило лицензию на Куштауский участок горы-шихана Куштау. В 2017 году по итогам разведки был составлен отчет, но, говорят в БСК, сырье плохого качества — «много пустой породы».

БСК давно просит о доступе к шиханам Тратау и Юрактау, но у них статус памятников природы регионального значения. В 2015 году глава Башкирии Рустэм Хамитов публично отказал БСК в снятии охранного статуса шиханов, сославшись на нежелание идти «на конфликт с обществом». В этом году он подтвердил позицию, заявив, что снять статус не позволяет закон. Глава управления по недропользованию Башкирии Алексей Грицук 31 июля заявил, что сырья у БСК осталось на три с половиной года, а единственная возможность продолжить производство — разработка Тратау. В 2017 году загрузка мощностей БСК сохранилась на уровне 96,3%, капвложения — 2,3 млрд руб. Объем инвестпрограммы в БСК оценивают в 3–5 млрд руб. в год.

В правительстве республики “Ъ” сообщили, что члены совета директоров БСК от Башкирии приложили к решению совета свою позицию. Власти региона по-прежнему уверены, что у БСК «есть альтернативы, схожие по качеству (с Шахтау.— “Ъ”) и незначительно удорожающие себестоимость доставки сырья», например, «УГМК готова продавать известняк, которого более чем достаточно для БСК». Представитель правительства Башкирии добавил, что Крымский содовый завод «работает с гораздо более тяжелым плечом по логистике», да и в целом «качество сырья — это вопрос контроля над производственным процессом». Оснований для корректировки объемов производства БСК республика не видит и «как акционер готова пропорционально разделить расходы на доставку сырья и возможную перестройку».

Директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский отмечает, что объяснением действий БСК может быть лоббизм — привлечение внимания к вопросу безработицы в Стерлитамаке. Но с другой стороны, продолжает он, по всей видимости, именно шиханы являются пока единственной альтернативой БСК по сырью: «Если статус шиханов будет сохранен, то БСК не остается других вариантов, кроме как сокращать издержки и искать пути более эффективного использования источников сырья».
Персоны Компании
Нефтехимики устраняют утечку
Топ-менеджмент группы «Тау» просит проверить действия полиции.
Тау Нефтехим пожаловался в Следственный комитет на полицию
Менеджмент нефтехимического концерна считает проведенные обыски незаконными.
Судоверфь «Звезда» Игоря Сечина может остаться без металлургии
Новый производитель стали на Дальнем Востоке не нужен, считают эксперты.
Игорь Алтушкин разогнался с инвестициями в рискованные проекты
После получения кредита в 54 миллиарда рублей от Газпромбанка на экологически небезопасный Томинский ГОК Русская медная компания (РМК) намерена вложить еще несколько десятков миллиардов рублей в медные активы.
Дело запахло химией
На предприятиях башкирской группы «Тау» прошла выемка документов.
Китайские металлурги тянутся к «Звезде»
Hebei Bishi готова обеспечить суперверфь сталью.
Российская компания планирует отправлять туристов в космос за 200 000 долларов
Ее инвестором считают миллиардера Искандера Махмудова.
Сечинская верфь "Звезда" спровоцировала громкий скандал
Для простейшей окупаемости супер-верфи нужны заказы на 178 судов-газовозов, а есть пока только на 118. Основной лоббист проекта, Игорь Сечин, пытается перераспределить тришкин кафтан от ОСК в пользу "Звезды".
Андрей Бокарев залез в рублевский лес
Крупнейший поставщик РЖД и партнер скандального Искандера Махмудова по "Трансмашхолдигу" построил дворец на Рублевке на землях лесного фонда.
Рустэм Хамитов построил "крышу" вместо квартир
Под крылом президента Башкирии бывший вице-мэр Уфы Филиппов и глава Уфимского района Угаров плодят обманутых дольщиков
УГМК продала свой английский актив
Челябинский цинковый завод продал Brock Metal.
Самые богатые наследники России
Forbes в третий раз представил рейтинг наследников самых богатых предпринимателей России. Первое место занял Юсуф Алекперов, на втором месте расположились дети Леонида Михельсона,  "бронза" — у сына и дочери Андрея Мельниченко.
Так нам и надои
Холдинг Штефана Дюрра планирует построить три молочных комплекса в Башкирии за 7,6 миллиардов рублей.
Спасти Дерипаску. Кто выиграет от скандала с участием олигарха и вице-премьера
Первый скандал, связанный с отношениями Дерипаски и Манафорта, разразившийся весной прошлого года, не только не повредил Дерипаске, но и принес ему определенные дивиденды
Трансмашхолдинг распиливают изнутри
Среди его акционеров идет перераспределение контроля над корпорацией.
Искандер Махмудов и Андрей Козицын сыграют в хоккей на руинах вышки в Екатеринбурге
УГМК презентовала проект новой многофункциональной ледовой арены, которую компания может построить на месте снесенной телебашни в центре уральской столицы. Эксперты сомневаются в том, что новая арена сможет собирать регулярно до 15 тысяч зрителей, чтобы быть рентабельной.
УГМК поможет России сократить импорт медного листа на 5-6%
Предприятия компании Искандера Махмудова увеличили производство медного листа на 40%, но этого все равно мало. 70% этого вида продукции в РФ по-прежнему являются импортом.
Власти Тверской области отказались принимать мусор из Москвы
Москва готова строить мусорные полигоны в Тверской области, но местные власти заявили, что «им это не нужно», сообщил глава «МосводоканалНИИпроекта». Тверской губернатор объяснил отказ принимать мусор экологической безопасностью.