Следствие ведет иноагент: куда пойдет ФБК

Источник
Директор ФБК Иван Жданов объясняет, как фонд будет заниматься расследованиями в статусе иностранного агента.
9 октября министерство юстиции России заявило о включении в список организаций — иностранных агентов Фонда борьбы с коррупцией . Созданная оппозиционным политиком Алексеем Навальным организация занимается расследованием злоупотреблений чиновников и руководителей государственных корпораций в России — самая известная ее публикация посвящена председателю российского правительства Дмитрию Медведеву («Он вам не Димон»). В августе 2019 года ФБК стал объектом уголовного преследования: Следственный комитет России заявил, что структура занимается отмыванием денег. Спецкор «Медузы» Павел Мерзликин узнал у директора фонда Ивана Жданова, как он и его сотрудники будут противостоять попыткам прекратить работу ФБК .

— Вы получали предупреждения или какие-то подобные документы из Минюста до сегодняшнего объявления?

— Нет-нет. Мы, как и все, увидели пресс-релиз [министерства юстиции] и узнали все из средств массовой информации. Никаких документов мы не получали.

— То есть причина такого решения вам тоже неизвестна?

— Нет, не понимаем никаких формальных причин. Более того, Минюст выпустил этот пресс-релиз, не прикрепив никаких документов или обоснований. Он просто написал, что включил в список. Но на самом деле еще не включил — если вы зайдете на сайт Минюста, то не найдете там Фонда борьбы с коррупцией (после публикации интервью ФБК был внесен в список иностранных агентов — прим. «Медузы»).

— Решение Минюста связано с уголовным делом об отмывании денег?

— Думаю, что это все одно действие и одно решение — вероятно, принятое в администрации президента. Мне кажется, по Фонду борьбы с коррупцией могут только там принимать решения. И это решение комплексное — и возбудить уголовные дела, и заблокировать счета сотрудникам, и возбудить дело на меня по неудалению фильма [«Он вам не Димон» по решению суда], и многомиллионные иски к лидерам оппозиции, большая часть из которых имеет близкое отношение к Фонду борьбы с коррупцией . Все это единый комплекс мер, направленных на то, чтобы задушить и попытаться воспрепятствовать деятельности фонда.

— На практике внесение в список иностранных агентов помешает ФБК работать?

— Во-первых, нужно сказать, что мы не согласны с этим статусом. Фонд борьбы с коррупцией создавался как чисто российская организация, финансируемая исключительно гражданами Российской Федерации. И с 2011 года фонд так и работает. Ни одной копейки иностранных денег и грантов фонд не получал. Соответственно, мы будем обжаловать этот статус. А как мы будем жить с таким статусом — пока говорить преждевременно. Думаю, это никак на нас не повлияет. Уверен, что как мы выпускали расследования, так и будем выпускать. Вне зависимости от того, что они там придумали. Это их действие, которое нам никак не мешает.

— А вообще признание иностранным агентом серьезно мешает работать НКО?

— Кому-то может помешать. Для СМИ, которые признаны иноагентами, все это гораздо чувствительнее. Например, они не могут получить аккредитацию в Госдуму — хотя я не вижу особой необходимости попадать в Госдуму на эти заседания сумасшедших людей.

Ну а для нас это ничего. У нас есть компьютеры, есть сотрудники, есть открытые источники информации, есть интернет. Для нас этого более чем достаточно. Мы продолжим свою деятельность.

— Блокировка счетов мешает ФБК больше?

— Все это попытка обескровить нас мелкими порезами. Потому что сама по себе блокировка счетов серьезно не мешает — мы находим способы существовать. Само по себе включение в этот список [иностранных агентов] — тоже никак не помешает. Сами обыски и изъятия [офисной и телевизионной] техники — тоже, мы как-то восстанавливаем эту технику. Сложно говорить о том, что легче или труднее из этого пережить. Все это неприятные вещи, но все решаемо.

— Как ФБК живет в условиях ареста счетов?

— Арестовывается большая часть счетов, которые использовались в 2016–2018 годах. Соответственно сотрудники открывают новые счета, идут в другие банки — в общем справляются. Все это решаемо. Больших проблем это нам не создает.

— То есть в ходе этой масштабной кампании против фонда государство пока не делает критических ударов по ФБК ?

— Мне кажется, такие меры вообще сложно придумать.

— Ну можно же просто надолго задержать всех лидеров фонда. Сделать их обвиняемыми по делу.

— Так их регулярно задерживают. Алексей Навальный регулярно отбывает административные аресты — и иногда они длятся достаточно долго. Но мы выпускаем свои расследования [о коррупции]. У нас полно великолепных расследователей. Если одних сотрудников задерживают, то другие могут занять их места и продолжать. Серьезно помешать нам достаточно сложно. И я уверен, что публичное внимание к ситуации с Фондом борьбы с коррупцией благодаря нашим расследованиями будет высокое. И оно позволит защитить фонд.

— Силовики давят не только на федеральный центр фонда, но и на активистов в регионах — у них проводились обыски и так далее. Насколько вообще люди в регионах отделены от работы ФБК в Москве?

— Сначала нужно чисто формально разделить Фонд борьбы с коррупцией и региональные штабы Алексея Навального. Это разные организации и юридические лица. И у них разные фандрайзинги. Понятно, что все это большая организация наших сторонников, но юридических пересечений между ними нет. Поэтому было очень странно, когда в дело включили и сотрудников Фонда борьбы с коррупцией , и сотрудников штабов. То есть они намешали такую кашу, из которой пытаются вынимать постановления об обысках и приходить к кому угодно. Понятно, что они продолжат приходить с обысками ко всем. Даже к людям, которые не являются нашими сотрудниками, но имеют близкие отношения с фондом. Поэтому искать какие-то четкие связи между организациями достаточно странно. Явно принято политическое решение задушить и лидеров оппозиции, и Фонд борьбы с коррупцией , в котором их очень много.
Персоны Компании
Василий Белов изобрел инновационную систему откатов
Экс-гендиректор и основатель Skolkovo Ventures финансировал собственные проекты за счет государства и получал «долю малую» в стартапах.
Продукты для московских инвалидов от Евгения Пригожина сначала дегустируют крысы
В июле в разгар агитационной кампании в Мосгордуму против кандидатов от оппозиции неизвестные провели несколько акций.
Алексей Навальный с соратниками не хочет платить за чужой банкет
Тушинский суд Москвы частично удовлетворил иск владельцев ресторана «Армения» на Тверской улице к оппозиционерам Илье Яшину, Алексею Навальному, Любови Соболь и другим за понесенные убытки из-за акции протеста 27 июля. Истец настаивал, что по вине протестующих сорвался банкет в ресторане, на котором, как подсчитали адвокаты ответчиков, 40 человек должны были съесть по 4,5 кг продуктов. Суд обязал ответчиков компенсировать убытки заведению общепита в размере более 240 тыс. рублей. Однако сторона защиты уже заявила о намерении обжаловать решение.
Страусиные яйца Медведева
Двоюродный брат премьер-министра купил ферму неподалеку от полигона ЧВК Вагнера
Почему Оксану Якимюк губит "Безопасный город" и причем тут Дмитрий Рогозин
Кто стоит за жестким преследованием Оксаны Якимюк, Генерального конструктора аппаратно-программного комплекса "Безопасный город"? И почему делом Якимюк с таким рвением занимаются десятки государственных чиновников? В чем тут "собака" порыта?
Игорь Сечин топит Николая Токарева в грязной нефти
Как Игорь Сечин пытается "утопить" Николая Токарева.
В «Роскосмосе» воруют, гособоронзаказ провален, остается идти на поклон к Году Нисанову?
Следуя логике господина Рогозина, получается, что Юрий Чайка, Александр Бастрыкин и Алексей Кудрин если и не являлись прямыми организаторами направленной против него «медиа атаки», то как минимум ...
Резидент-инвестор: во что вкладывает деньги друг Владимира Путина
Бывший немецкий разведчик Маттиас Варниг не только помогает проектам российских госкомпаний, но и владеет собственным инвестиционным бизнесом. Вместе с двумя партнерами он вкладывает в поставщиков госкомпаний и проекты, связанные с государством. Forbes выяснял подробности этих инвестиций
Депутат Госдумы Колесников и судья Лысаков лишили квартир обманутых дольщиков. Губернатора Текслера ждут проблемы. ДОКУМЕНТЫ
Благодаря судье Калининского районного суда Челябинска Алексею Лысакову депутат Государственной Думы Олег Колесников отобрал землю, за счет продажи которой должны были достроить
Чертова дюжина самых главных российских бизнес-леди
Всего 13 из 200 крупнейших российских частных компаний управляются женщинами. Впрочем, тенденция положительная — в 2018 году таких компаний было 12, а два года назад — пять.
Бизнес за решеткой: самые дорогие уголовные дела России
Рейтинг самых крупных уголовных дел в российском бизнесе.
Какие гостайны мог передавать ЦРУ Олег Смоленков
У Олега Смоленкова, который пока остается главным подозреваемым в шпионском скандале, остался запасной аэродром в России
Арендодатель премиальных авто требует с Алексея Навального миллиард за свою репутацию
Фирма по сдаче машин премиум-класса в аренду «Флай Авто» по итогам протестных акций 27 июля, 3 и 10 августа в Москве подала иск к Фонду борьбы с коррупцией на 1 млрд руб. Владелец компании Дмитрий Леухин заявляет, что протестующие поцарапали его автомобили и выбили у части из них стекла. Кроме того, из-за перекрытых дорог компания, по его словам, не могла вовремя подать машины ряду клиентов и в результате понесла репутационные потери и расходы на неустойки и бензин. Партнер господина Леухина признал, что группа компаний, куда входит «Флай Авто», занимается госзаказами. Арбитражный суд Москвы ранее оставил иск без движения из-за грубых нарушений, но господин Леухин планирует внести нужные исправления, чтобы добиться рассмотрения в суде.
Сергей Чемезов: «Закрыть полностью страну технически невозможно»
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в интервью РБК — об отношении к митингам и изменению Конституции, детях чиновников во власти, проблемах SSJ100 и будущем С-500, а также о ЧВК, мусорном кризисе, сокращениях и квартире за 5 миллиардов рублей.
Судимый за коррупцию глава НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов нацелился на внешние рынки
Мырзахметов жонглирует информационными поводами о том, что он будет продвигать интересы казахских бизнесменов за рубежом. Процитируем один из демагогических пресс-релизов о «великом и проницательном»
Юрий Соловьев не поет в банке
Находясь в руководстве крупной государственной компании, очень трудно уклониться от соблазна использовать ее возможности в личных интересах. А может быть, и не надо уклоняться?
На след "кремлевского шпиона" Олега Смоленкова напали СМИ
В понедельник американский телеканал CNN сообщил о том, что в 2017 году из России был экстренно эвакуирован «наиболее ценный информатор американских спецслужб во властных структурах РФ». Имя осведомителя не сообщалось, однако в российских Telegram-каналах появилась информация, что речь может идти о сотруднике администрации президента РФ Олеге Смоленкове, выехавшем в июне 2017 года с семьей на отдых в Черногорию и бесследно пропавшем там. “Ъ” удалось найти данные о том, где сейчас может находиться Олег Смоленков.