В Свердловском облсуде стартовал допрос свидетелей по делу экс-депутата Артемовской гордумы Геннадия Виноградова и его сына Романа. Их обвиняют в ряде тяжких и особо тяжких преступлений, среди которых бандитизм, убийство, покушение на убийство. Одно из самых ранних преступлений, которое инкриминируют Виноградову-старшему, произошло в 1994 году. Тогда был расстрелян автомобиль с четырьмя мужчинами. Двое из них, по данным следствия, погибли. Причем тело одного до сих пор не нашли. Допрошенные в суде свидетели заявили, что присутствовали тогда на месте преступления по просьбе Геннадия Виноградова. Он, как указали свидетели, и расстрелял автомобиль из автомата.
В ночь на 3 мая 1994 года в районе плотины поселка Красногвардейский Артемовского городского округа (Свердловская область) был расстрелян автомобиль Mazda. Внутри находились четверо местных жителей: Игорь Коростелев (Гоша), Михаил Гольцев, Валерий Ветлугин (Борман) и Сергей Сорокин (Сорока). По словам господина Гольцева, который тогда получил ранения, но выжил, компания просто каталась вечером, когда встретила на дороге два автомобиля. «Нас ослепили фарами, потом началась беспорядочная стрельба. Мы наклонились, машину увело вправо, после чего она уперлась в затвор плотины. Мы все выбежали из машины и разбежались кто куда»,— рассказал он суду. Тело Игоря Коростелева с огнестрельными ранениями нашли на берегу пруда. Тело Валерия Ветлугина так и не нашли. Не пострадал в ходе обстрела только Сергей Сорокин. Тогда было возбуждено бесфигурантное уголовное дело, которое, как утверждают жители поселка, не расследовалось.
Спустя 27 лет это преступление стало одним из эпизодов, по которому предъявлено обвинение бывшему депутату гордумы Артемовского от «Единой России» Геннадию Виноградову. Он и его сын Роман были задержаны год назад. Им в зависимости от роли каждого инкриминируют бандитизм (ч. 1 ст. 209 УК РФ), убийства (ч. 2 ст. 105 УК РФ), покушения на убийство, покушение на мошенничество (ст. 159 УК РФ), незаконный оборот оружия (ч. 3 ст. 222 УК РФ), умышленное уничтожение имущества (ч. 2 ст. 167 УК РФ). Их дело рассматривается в Свердловском облсуде присяжными. Подсудимые свою вину не признают.
В пятницу в суде были допрошены свидетели обвинения, которые в основном давали показания о преступлении 1994 года. Главными из них оказались братья Михаил и Николай Кузьминых. Они рассказали, что вечером 2 мая 1994 года их знакомый Андрей Барнев приехал к ним, сказав, что их для разговора ждет Геннадий Виноградов. «Мы с братом и Андреем Барневым приехали к дому Виноградова на машине. Там уже стояла машина Сергея Барнева (брат Андрея), стояли Геннадий Виноградов с автоматом в руках и Александр Аббасов (работал у Виноградова) с ружьем. Виноградов сказал ехать за Барневым, и мы на двух машинах поехали в сторону поселка. На плотине навстречу попала машина, которая остановилась, мы остановились. Виноградов вышел и начал расстреливать машину из автомата. Из нее побежали люди»,— рассказал в суде Николай Кузьминых.
После этого он решил уехать, однако через 300 м Барнев приказал ему развернуться. Тогда, с его слов, он увидел, как в сторону улицы Шмидта бегут два человека. Предположительно речь шла о Михаиле Гольцеве, который успел перелезть через забор и спрятаться, и Валерии Ветлугине. «Виноградов бежал за ними. Махнул нам — мы подъехали. Он догнал одного, видать, он был ранен, и дострелял. Мы остановились, он приказал положить тело в багажник и ехать на Шайтанку (пруд, находится в аренде у Виноградова). Там возле беседки они выбросили труп в кусты. Позже Аббасов сказал мне, что они с Виноградовым на мотоцикле “Урал” увезли труп в болото. Хотели закопать, но земля была мерзлая, бросили просто в болото»,— добавил он. Михаил Кузьминых в своих показаниях рассказал, что Александр Аббасов, после того как началась стрельба, побежал в сторону реки, где продолжил стрелять в темноте. Утром на берегу с огнестрельными ранениями было обнаружено тело Игоря Коростелева.
Оба брата заявили, что ситуация на плотине для них стала неожиданностью, подчеркивая, что их звали лишь на некий разговор.
Вопросов по теме разговора Геннадию Виноградову они не задавали, опасаясь его. Однако потом Михаил Кузьминых заявил ему, что не хотел принимать участия в истории со стрельбой, после чего они разругались. При этом внятно объяснить мотив для расстрела автомобиля никто из свидетелей не смог.
Как рассказал Николай Кузьминых, Виноградов-старший был местным «лидером» и «хозяином», который «мог избить кого угодно, мог поджечь кого угодно», если кто-то с ним был не согласен или сказал что-то неприятное. Так, по его словам, в поселке сгорели несколько домов, автомобилей, магазинов, конюшня, а также сено. О том, что все было дело рук Виноградова, он знал со слов владельцев имущества, у которых были конфликты с подсудимым.
Так, один из инкриминируемых эпизодов убийств предположительно касается конфликта из-за здания поселкового дома культуры. По версии следствия, в 2003-м Роман Виноградов расстрелял предпринимателя Андрея Буксина, поскольку тот хотел открыть в доме культуры общепит. Это якобы не понравилось Виноградовым, которые вели в поселке аналогичный бизнес. Геннадий Виноградов также обвиняется в покушении на убийство депутата гордумы Артемовского, главного редактора газеты «Егоршинские вести» Агзама Шарафиева.
Допрос свидетелей по этим эпизодам продолжится 19 сентября.