Как стало известно "Ъ", СКР завершил расследование уголовного дела в отношении Вадима Удута, гендиректора НПО "Гелиймаш" — поставщика Минобороны и "Роскосмоса". По версии следствия, бизнесмен незаконно продал имущественный комплекс предприятия "Криор" — акционера НПО, чем причинил ущерб владельцу, а затем легализовал полученные средства. Вадим Удут вину не признает, а защита считает его уголовное преследование местью за инициирование бизнесменом другого дела — о рейдерском захвате "Гелиймаша" в 2011 году.
О завершении следственных действий по делу гендиректора НПО "Гелиймаш" Вадима Удута "Ъ" сообщила его адвокат Елена Кошкина. По ее словам, на днях следователь столичного ГСУ СКР предъявил бизнесмену обвинение в окончательной редакции. Господину Удуту инкриминируются ст. 201 (злоупотребление полномочиями) и ст. 174.1 (легализация преступных доходов) УК РФ. После этой процедуры следователь должен был в соответствии со ст. 217 УПК РФ предоставить обвиняемому и его защите материалы дела для ознакомления. Однако этого не произошло — как выяснилось, еще не все из 40 томов полностью "сшиты". Сколько времени займет приведение дела в окончательный вид, пока неясно. "Мы не знаем, сколько томов еще не сшито. В моей практике это первый такой случай",— сказала госпожа Кошкина.
Как ранее сообщал "Ъ", уголовное преследование руководителя НПО было начато в 2013 году — после обращения в правоохранительные органы четырех акционеров "Гелиймаша". Сначала дело вело следственное управление СКР по ЦАО Москвы, по ходатайству которого в ноябре 2014 года господин Удут был арестован. Позже расследованием занялось ГСУ СКР по Москве, а адвокаты бизнесмена обратились за помощью к бизнес-омбудсмену Борису Титову. В августе прошлого года суд изменил обвиняемому меру пресечения на домашний арест. Мотивировалось это решение тем, что к тому времени была выполнена основная часть следственных действий, причем обвиняемый "дал полные и развернутые показания".
По версии следствия, в июле 2011 года Вадим Удут при "отсутствии каких-либо экономических и производственных обоснований" заключил договор купли-продажи производственного комплекса по сжижению гелия оренбургского предприятия "Криор" (крупнейший российский производитель гелия, входит в группу "Гелиймаш"). Оборудование было продано за 18,1 млн руб. аффилированному с продавцом ООО "Технологии технических газов", а через несколько дней "Криор" арендовал оборудование уже у новых собственников. По версии следствия, продажа комплекса повлекла утрату "Криором" прав собственности на оборудование, причинив существенный вред "правам и законным интересам организации".
Отметим, что летом 2012 года арбитражный суд Москвы признал сделку по продаже комплекса недействительной.
Вину гендиректор "Гелиймаша" не признает. Его защита с самого начала расследования утверждала, что уголовное преследование бизнесмена является местью за инициирование дела в отношении председателя совета директоров ИК "Магма" Владимира Курбатова и его предполагаемых сообщников. Как ранее рассказывал "Ъ", руководитель "Магмы" и сотрудники этой компании Александр Токарев, Александр Чилимкин, Бато Намнанов и Саймон Богатырев обвинялись в организации рейдерского захвата "Гелиймаша", в выводе активов и денежных средств предприятия на сумму более 300 млн руб. Это дело, по которому Вадим Удут проходит потерпевшим, расследуется с 2011 года.
Адвокат Кошкина между тем полагает, что сделка с комплексом "Криора", которая лежит в основе расследования в отношении господина Удута, на самом деле являлась "формой защиты от рейдеров, которые, захватив в это время "Криор", хозяйничали на предприятии". Адвокат также отметила, что следствие по делу ее клиента, по ее мнению, проигнорировало материалы параллельного расследования в отношении сотрудников "Магмы". Кроме того, отметила госпожа Кошкина, пока длилось расследование в отношении господина Удута, ему поступали предложения с целью заставить НПО отказаться от недвижимости, в числе которой и участок в 5 га рядом с "Лужниками".