В минувшую субботу Басманный суд Москвы санкционировал арест следователя по особо важным делам главного следственного управления (ГСУ) следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Андрея Гривцова. Господин Гривцов был задержан по подозрению в вымогательстве самой крупной в истории ведомства взятки — $15 млн. Эти деньги, по версии следствия, он требовал у президента концерна "Росэнергомаш" Владимира Палихаты, угрожая ему привлечением к уголовной ответственности. Сам господин Палихата заявил, что следователь угрожал ему сфабрикованным обвинением, поскольку считал, что бизнесмен "способен заплатить".
О том, что Басманный суд Москвы вынес решение о заключении под стражу следователя Андрея Гривцова, "Ъ" сообщила руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева. По ее словам, господин Гривцов был арестован по делу о вымогательстве взятки. Суд также санкционировал арест неработающего Сергея Керимова, который, по данным следствия, являлся посредником в получении денег.
"14 января в здании Интеркоммерцбанка при попытке получения $8 млн был задержан некий Сергей Керимов. По версии следствия, он играл роль посредника, деньги предназначались для следователя по особо важным делам ГСУ СКП РФ Андрея Гривцова",— сообщил официальный представитель следственного комитета Владимир Маркин. Он также подчеркнул, что в разработке операции по задержанию активно участвовала служба собственной безопасности его ведомства.
Как рассказали "Ъ" в следственном комитете, поводом для вымогательства взятки стало уголовное дело о крупном мошенничестве, которое находилось в производстве у Андрея Гривцова. Подробности в ведомстве сообщить вчера отказались. По данным же источников "Ъ" в силовых структурах, обвиняемым по делу проходит некий бизнесмен, имя которого не раскрывается. Фигурант расследования некоторое время назад был задержан в Белоруссии и выдан России. Ему уже продлевался срок ареста.
По версии следствия, господин Гривцов сообщил президенту "Росэнергомаша" Владимиру Палихате и его адвокату, что него якобы имеются доказательства причастности бизнесмена к мошенничеству. За непривлечение господина Палихаты к уголовной ответственности господин Гривцов потребовал крупные отступные. По данным силовиков, он начал с суммы $20 млн, но затем снизил ее до $15 млн. Переговоры проходили под контролем правоохранительных органов, к которым обратился бизнесмен.
По словам представителя следственного комитета Владимира Маркина, первый транш должен был составить $8 млн. Деньги по договоренности сторон был заложены в восемь специально арендованных ячеек в банке — по $1 млн в каждой. Как только Сергей Керимов забрал деньги, его взяли под стражу. Днем позже был задержан и следователь. Кроме того, уточнил Владимир Маркин, в деле фигурируют также бывший сотрудник прокуратуры Москвы, ныне адвокат, и действующий сотрудник ГУВД столицы. Оба скрылись, ведется их розыск. В отношении же Андрея Гривцова и Сергея Керимова возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 290 УК РФ (покушение на получение взятки в крупном размере путем вымогательства). Отметим, что это самая крупная взятка, когда-либо вменяемая сотруднику центрального аппарата следственного комитета. Как сообщал "Ъ", бывший глава ГСУ ведомства Дмитрий Довгий был осужден за взятку в размере €750 тыс., а дело о взятке в $1,5 млн неустановленному лицу из сотрудников ГСУ в итоге было переквалифицировано на мошенничество со стороны посредника, поскольку личность возможного взяточника установить не удалось.
В свою очередь, пресс-служба концерна "Росэнергомаш" вчера сообщила "Ъ", что старший следователь по особо важным делам Андрей Гривцов, "используя материалы уголовных дел, находящихся в его производстве, пытался сфабриковать доказательства о причастности президента концерна "Росэнергомаш" Владимира Палихаты и его адвоката Михаила Вытнова к совершению ряда преступлений". "Следствие по данным уголовным делам длится уже более пяти лет. По одному из уголовных дел состоялся суд, группа лиц осуждена, по второму суд находится в завершающей стадии,— подчеркнули в пресс-службе.— Следует отметить, что в ходе следственных мероприятий, предпринятых Андреем Гривцовым, свидетели по вышеупомянутым уголовным делам подвергались давлению с принуждением их к даче показаний в отношении причастности Владимира Палихаты и Михаила Вытнова к совершению преступлений".
"Ни я, ни мой адвокат не имели и не имеем никакого отношения к событиям, которые расследуются в рамках этих уголовных дел,— заявил вчера сам президент концерна "Росэнергомаш" Владимир Палихата.— Этот факт был подтвержден и следствием, и судебными инстанциями. Повышенное внимание к моей персоне со стороны следователя объяснить просто. Мне неоднократно давали понять, что я в состоянии заплатить, чтобы избежать преследования по сфабрикованному обвинению".