Как стало известно “Ъ”, Рустам Габдулин оказался первым старшим следователем по особо важным делам при председателе Следственного комитета России (СКР), который, покинув комитет, решил стать адвокатом. Один из самых молодых генерал-майоров России, по его словам, планирует продолжить «бороться за справедливость», прежде всего защищая фигурантов уголовных дел. Руководство комитета с пониманием отнеслось к его решению уйти из СКР.
По словам Рустама Габдулина (на фото), он решил стать адвокатом после того, как достиг потолка карьеры в следственных органах
«Я два десятка лет прослужил в органах прокуратуры и предварительного следствия,— сообщил “Ъ” Рустам Габдулин.— Начинал в 2001 году помощником следователя на общественных началах. Обучаясь в университете, полтора года участвовал в следственных действиях, не получая за это ни рубля, зато приобрел огромнейший опыт, который пригодился затем на должностях помощника прокурора и следователя».
Господин Габдулин достиг высшей следственной должности в августе 2012 года, став более девяти лет назад старшим следователем по особо важным делам при председателе Следственного комитета Российской Федерации. Чуть позже получил и высшее для следователя звание генерал-майора юстиции.
Главное управление по расследованию особо важных дел СКР (сейчас ГУРОВД расформировано, а его сотрудники включены в главное следственное управление), в котором он служил, являлось кузницей кадров комитета — следователи-генералы и полковники возглавляли управления и главки, но господину Габдулину, по его словам, давно хотелось попробовать себя в новой сфере, получить другой опыт, поэтому он и решил стать адвокатом. «Почувствовал, что надо сменить род деятельности, чтобы продолжить развиваться как личность»,— заявил он “Ъ”.
Своими планами генерал не делился ни с кем. Только все обстоятельно взвесив, принял соответствующее решение, написав заявление, которое для всех стало неожиданным. Однако руководство комитета его решение об уходе поддержало.
«Начать с чистого листа решил так: 2 декабря отметил день рождения, а на следующий день подал рапорт»,— отмечает господин Габдулин. Указ президента о его увольнении на пенсию по выслуге лет был издан 28 декабря. 41-летний генерал особо подчеркнул, что никаких конфликтов перед его отставкой не было. Напротив, «за заслуги в укреплении законности, защите прав и интересов граждан, многолетнюю добросовестную работу» он был дважды удостоен госнаград — медалей ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней, а также множества ведомственных медалей и других знаков отличия.
На момент увольнения в производстве Рустама Габдулина осталось уголовное дело о массовом убийстве в Пермском университете.
По словам господина Габдулина, свой уход он никак не связывал с поиском «подходящего момента», который в его работе «не наступит никогда: заканчивается одно дело, параллельно начинаются другие». Следственная группа, которую он возглавлял, проделала основную работу по этому делу, установив причины трагедии, но завершать ее будет уже другой следователь, которому он передал материалы.
Во время расследования массового убийства, напомним, покончил с собой начальник СУ СКР по Пермскому краю Сергей Сарапульцев, который не входил в следственную группу господина Габдулина, но оказывал ей помощь. Свой рапорт с этим ЧП генерал также не связывает, но обсуждать происшедшее в СМИ считает неэтичным, поскольку это «трагедия не только для семьи Сарапульцева, но и всего комитета». Зато отмечает огромный объем работы, который проделали пермские следователи по горячим следам, до того как уголовное дело передали в центральный аппарат СКР.
Из десятков резонансных уголовных дел, которые Рустам Габдулин довел до судов и приговоров, выделять какие-то расследования он не хочет, отмечая, что каждое из них было «сложным и интересным опытом». Отметим, что он, в частности, возглавлял следственные группы по делам:
о мошенничестве начальника отдела Генпрокуратуры в Южном федеральном округе Сергея Абросимова;
о крушении теплохода «Булгария»;
о взятках и махинациях экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарева и хищении средств при строительстве Приморского океанариума;
в отношении бывшего депутата Госдумы Ашота Егиазаряна о хищении им акций ТРЦ «Европарк» на Рублевском шоссе;
о беспорядках на Болотной площади в Москве;
о пожаре в торговом центре «Зимняя вишня» и связанной с ним коррупции чиновников.
«Болотное дело» генерал политическим не считает, отмечая, что расследование полностью соответствовало «букве закона». В свою очередь, дело о пожаре в ТРЦ, в котором погибли 60 человек, в том числе 37 детей, по его словам, стало одним из самых сложных с психологической точки зрения и очевидно переломным в биографии господина Габдулина.
Во всяком случае, теперь генерал говорит, что оценка его работы не срок в приговоре, назначенный фигурантам, а мнение потерпевших, права которых он защищает.
Получив адвокатский статус, господин Габдулин планирует не только выступать защитником по уголовным делам, но и участвовать в гражданских спорах, а также отстаивать в арбитраже права бизнес-структур.
Определенный опыт во всех этих сферах, по словам господина Габдулина, он уже получил, работая в СКР.
То, что среди его процессуальных оппонентов могут оказаться сотрудники комитета, генерала не сильно беспокоит, потому что он собирается «бороться с несправедливостью», надеясь, что бывшие коллеги, являясь профессионалами своего дела, правильно воспримут новый формат его работы.