Следственный комитет по Московской области завершил расследование резонансного убийства главы крупного мебельного холдинга «8 Марта» Михаила Кравченко, совершенного в мае 2012 года в подмосковном поселке Переделкино. На скамью подсудимых отправятся двое предполагаемых исполнителей убийства и организатор — рязанский криминальный авторитет и бывший деловой партнер Кравченко Алексей Пронин. По версии следствия, причиной убийства стал имущественный конфликт между совладельцами Рязанской кинокопировальной фабрики (ОАО РКФ): Пронин потратил деньги, которые Кравченко выделил ему на покупку активов. Он опасался, что партнер потребует их вернуть, поэтому и заказал его убийство. Сам предполагаемый заказчик опровергает свою причастность к преступлению.
Источники в СКР подтвердили «Известиям» информацию о завершении расследования дела об убийстве Кравченко.
— Производство следственных действий по уголовному делу окончено, и в соответствии со ст. 217 УПК материалы уголовного дела переданы для ознакомления обвиняемым и их защитникам, — сообщила «Известиям» официальный представитель СКР по Московской области Ольга Врадий.
В деле фигурируют четыре человека: предполагаемые исполнители убийства — Виталий Антишин, Михаил Ищенко и Сергей Филиппов, а также организатор — житель Рязани, соучредитель Федерации кудо России, бывший деловой партнер Кравченко Алексей Пронин. Филиппов в течение последних двух лет скрывается от следствия, он объявлен в федеральный розыск, а Антишин, Ищенко и Пронин были задержаны и арестованы летом 2012 года. Им предъявлены обвинения по статьям 105 УК («Умышленное убийство в составе группы») и 222 УК («Незаконный оборот оружия»). Материалы против Филиппова сейчас выделены в отдельное производство.
«Мебельный король» Михаил Кравченко был убит в ночь на 20 мая 2012 года неподалеку от своего загородного дома в деревне Переделкино в Подмосковье. Группа киллеров устроила засаду на него на лесной дороге. Они остановили его Mercedes, вытащили бизнесмена из салона, расстреляли, после чего скрылись. По версии следствия, именно 40-летний уроженец уроженец Новороссийска Михаил Ищенко, который работал в одном из московских ЧОПов, выпустил в Кравченко 16 пуль из самодельного пистолета-пулемета 9-го калибра, а Антишин и Филиппов ему помогали.
Антишин сначала сотрудничал со следствием, но осенью 2012 года неожиданно отказался от показаний, заявив, что дал их под давлением. Якобы оперативники одинцовского УВД захватили его сына Демьяна в заложники, целые сутки пытали его, требуя, чтобы он сам либо его отец признался в убийстве бизнесмена. Впоследствии информация о пытках и похищении не подтвердилась.
Изначально в качестве основной версии убийства рассматривался застарелый конфликт между Кравченко и Прониным вокруг активов ОАО РКФ, которое некогда принадлежало Росимуществу. По оперативным данным, Пронин еще в 90-х годах прошлого века познакомился с Кравченко, помогал ему решать вопросы с местными бандитами, а в начале нулевых вошел в руководство РКФ. Тогда же активы фабрики на сумму 250 млн рублей были выведены из собственности государства через сомнительные схемы и проданы компаниям, которые были аффилированы с родственниками Кравченко. Пронин решил, что его партнер фактически совершил рейдерский захват предприятия, попытался отсудить часть активов в арбитражных судах, но в большинстве случаев проиграл.
Среди рабочих следствие также рассматривало еще две версии: личный или бытовой конфликт Кравченко, а также ошибку киллера — якобы убийцы охотились совсем за другим человеком. Однако эти версии не нашли подтверждения.
За два прошедших года следователи СКР по Московской области восстановили точную картину преступления и собрали доказательства. По их мнению, причина убийства Кравченко была действительно связана с Прониным и РКФ. Согласно окончательной версии, Пронин необоснованно транжирил деньги, которые Кравченко ему выделил на покупку активов и развитие фабрики, поэтому опасался разоблачения.
— Из-за действий Пронина были аннулированы договоры купли-продажи на ряд объектов недвижимости ОАО РКФ, — пояснил «Известиям» источник в СКР по Московской области. — Пронин, опасаясь, что Кравченко потребует возместить многомиллионные затраты, решил организовать его убийство. Для этого, по версии следствия, он нанял киллеров, купил им для передвижения автомобиль «Жигули», а также предоставил оружие.
Сам Пронин считает себя непричастным к этому преступлению.
— С обвинениями, предъявленными в окончательной редакции, мой подзащитный не согласен, — сообщила «Известиям» адвокат Пронина Дина Скобкарева.