Прокуратура Москвы проверит законность возбуждения уголовного дела против супруги миллиардера и бывшего совладельца Росевробанка Сергея Гришина Анны Федосеевой. Женщина неделю провела в СИЗО по обвинению в мошенничестве. Заявление на Федосееву написал Гришин, который посчитал, что супруга использовала брак как «инструмент получения материальных выгод». Согласно записям, которые были предоставлены RT стороной защиты, бывший банкир угрожал жене, ее родственникам и друзьям убийством и фабрикацией против них уголовных дел. 30 ноября Федосеева была освобождена из СИЗО, а ее адвокат заявила, что будет добиваться возбуждения уголовного дела уже против самого Гришина по статье «ложный донос».
Прокуратура Москвы проверяет уголовное дело в отношении Анны Федосеевой — жены бывшего совладельца Росевробанка Сергея Гришина, которую он сам обвинил в мошенничестве.
«Прокуратура истребовала материалы уголовного дела. Они будут тщательно изучены, по результатам проверки будет дана оценка всем принятым по делу процессуальным решениям и при наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования», — заявили RT в пресс-службе столичной прокуратуры.
К уголовному преследованию Анны Федосеевой привел семейный конфликт, разгоревшийся между супругами несколько месяцев назад.
«Моя дочь и Гришин полтора года жили в гражданском браке, — рассказала RT мать Анны Марина Федосеева. — Гришин очень красиво ухаживал, а потом сделал ей предложение. В марте прошлого года они расписались. 26 февраля 2018 года он без объяснения причин подал иск о расторжении брака, при этом через несколько дней его забрал, а 28 марта 2018 года обратился в суд с таким же иском во второй раз. Иск был удовлетворен, но вскоре он сам же подал апелляцию, чтобы отменить решение. В итоге они так и остались мужем и женой».
По словам собеседницы, развестись Гришин решил из-за якобы случившейся супружеской измены. Летом 2018 года банкир подал в суд гражданский иск к своей законной супруге о необоснованном обогащении. Он требовал вернуть 80 млн рублей, которые потратил на подарки для нее.
«Его адвокат в суде требовал совершенно невообразимое — назначить судебную экспертизу, чтобы выяснить, действительно ли Гришин нравился жене как мужчина», — рассказывает RT адвокат Федосеевой Екатерина Духина.
На этом банкир не остановился и стал угрожать супруге убийством и уголовным преследованием. В телефонных разговорах с подругой Федосеевой Еленой Малахаткой (запись есть в распоряжении RT) Гришин обещает приложить все усилия, чтобы посадить жену на десять лет в тюрьму.
«Она получала от меня кучу денег. То, что она сознательно использовала брак как инструмент получения личных материальных выгод. Я постараюсь, чтобы суд был настроен ко мне максимально благожелательно. Это я на самом деле веду дело, а не следователи — они просто мои исполнители», — говорит он на записи.
При этом возмездием Гришин грозил не только жене, отмечает Марина Федосеева.
«Параллельно с судебными делами он отправлял мне, дочери и всем нашим знакомым по электронной почте и в мессенджерах угрозы жестокой расправы, а также аудиозаписи, из которых следовало, что он планирует коррумпировать следственные органы с целью уничтожения меня и моей дочери (аудиозаписи телефонных разговоров и скриншоты переписки есть в распоряжении RT). 2 июля он даже выложил в свой Instagram фото, как снимает со счета несколько миллионов евро», — рассказала она.
В итоге 21 сентября столичные полицейские действительно завели на Федосееву уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору»). Поводом для возбуждения дела стало обращение Гришина в правоохранительные органы.
По версии следователей, она втерлась в доверие к банкиру и вступила с ним в брак, чтобы совместно с неустановленными лицами похитить и присвоить деньги — более 1 млн рублей.
По словам адвоката Федосеевой Екатерины Духиной, суть обвинения состоит в том, что невеста, а позже законная супруга Гришина якобы получала от него подарки, а именно денежные средства, которые, по его мнению, должна была ему вернуть, но не сделала этого.
«Несмотря на абсурдность самого обвинения, нет даже никакого документального подтверждения фактов передачи Гришиным денег Федосеевой, — отмечает Духина. — Проходит ли еще кто-то по делу в качестве подозреваемых — неизвестно. Всего, судя по его письмам и сообщениям, у него 16 врагов помимо Анны и ее матери: подруги Анны, ее партнеры по бизнесу, их общие знакомые и даже его любовница».
Спустя два месяца дело по неизвестным причинам было изъято прокуратурой у полиции и передано в Следственный комитет Москвы, а следствие вышло с ходатайством об аресте подозреваемой. Представитель прокуратуры, поддержавший арест, пояснял суду, что Федосеева периодически проживает за границей и может скрыться от правосудия, а также может оказывать давление на потерпевшего, оставаясь на свободе.
Беспрецедентное освобождение
21 ноября Головинский районный суд Москвы арестовал Федосееву на месяц. Адвокат обжаловала арест, однако до рассмотрения апелляции дело не дошло.
«Это беспрецедентный случай: после нашей жалобы о вопиющих нарушениях при возбуждении уголовного дела вышестоящий орган — СК по Северному округу Москвы — изъял у следователя дело и спустя день, 29 ноября, выпустил постановление об освобождении Федосеевой из-под стражи, — говорит Духина. — В СИЗО пять часов изучали это постановление, сказали, что никогда такого не видели».
По словам адвоката, Федосеева провела неделю в невыносимых условиях.
«В СИЗО №6 ее посадили в камеру с наркоманами и последние два дня не давали воды», — отмечает адвокат.
Угроза убийством
Стоит отметить, что устными угрозами Гришин не ограничивался. Ранее, 4 июня, Федосеева пожаловалась в полицию на избиение и угрозы убийством. В заявлении она пояснила, что Гришин хотел застрелить ее из ружья с глушителем.
«Гришин достал ружье, направил его на меня и сказал, что убьет. Сказал встать, отойти в угол и раздеться догола. Пока я снимала штаны, он рассказывал, что все спланировал и представит, будто я пыталась напасть на него с ножом. Во время разговора мне удалось схватить и отвернуть его (ружье. — RT) в пол. Завязалась борьба, при этом он наносил мне сильные удары по голове и туловищу. Мне удалось вырваться и выбежать из квартиры», — рассказала полицейским Федосеева.
Однако уголовное дело полиция, по словам адвоката Федосеевой, возбуждать отказалась. По ее словам, Гришин не был привлечен даже к административной ответственности за побои.
При этом помимо зафиксированных травм у Федосеевой были и другие доказательства нападения, например, SMS от мужа.
«Удар коленом в лицо болезнен, сожалею. Я, девочка, в уличных драках вырос. И ты, хоть и фехтовальщица, но в драке для меня никто», — писал ей Гришин после потасовки (орфография и пунктуация сохранены. — RT).
В пресс-службе МВД Москвы на вопросы RT о ходе проверки заявления Федосеевой отвечать отказались. Комментировать возбуждение уголовного дела в ведомстве не стали в связи с тем, что материалы были переданы в СК.
В пресс-службе СК России не смогли оперативно ответить на запрос RT.
Болезненный вопрос
При этом к служителям Фемиды экс-банкир обращался и в США, где часть времени жил с Федосеевой.
«Там он пошел в суд с иском, требуя запретить Федосеевой к нему приближаться, но получил отказ. При этом сам регулярно пытался контактировать с женой, будучи агрессивно настроенным. В итоге она сама добилась через суд запрета на приближение Гришина к ней. Однако его это не остановило. Когда понял, что за нарушение судебного запрета может попасть в тюрьму, предоставил суду справку из Центрального военного госпиталя им. Вишневского о том, что ему рекомендовано постоянное наблюдение и лечение».
Мать Федосеевой также отмечает, что Гришин объяснил неадекватность своего поведения заболеванием.
«В мае 2018 года он направил ей письмо, в котором пояснял, что уже 20 лет у него серьезные проблемы с психическим здоровьем и он принимает сильнодействующие лекарства, — говорит Марина Федосеева. — Он писал, что в нем уживаются три личности: он сам, маленький мальчик и Воланд. Писал, что пьет нейролептики», — рассказывает Духина.
Стоит отметить, что на фоне скандала с женой и ее окружением Гришин записывал и выкладывал в общий доступ множество видеозаписей. Так, на YouTube можно найти ролик под названием «Как я захватил банковскую систему России». В другом ролике бывший банкир говорит, что из-за русских женщин больше никогда не вернется в Россию, а все, кто его обидел, умрут «жестоким и безобразным образом».
Всем по иску
Как выяснил RT, прошлые романтические и семейные отношения Гришин разрывал похожим образом — подавал гражданские иски, требуя вернуть потраченные деньги.
Летом 2018 года предприниматель подал сразу несколько аналогичных исков о необоснованном обогащении к разным женщинам.
«Например, к бывшей супруге А. Гришиной в июле этого года он подал иск о необоснованном обогащении, но потом забрал его, — говорит Духина. — Аналогичный иск был направлен Гришиным в суд в Санкт-Петербурге против матери супруги — Марины Федосеевой».
На сайте Дрогомиловского районного суда Москвы есть карточка о подаче Гришиным такого же иска к Екатерине Логиновой.
Кроме того, в начале июля 2018 года Гришин обращался в Никулинский районный суд Москвы с иском к Маргарите Гаджиевой, требуя вернуть полную стоимость автомобиля Mercedes-Benz С 63 AMG, который она купила на его деньги за 6,8 млн рублей. В удовлетворении иска суд Гришину отказал.
Связаться с Логиновой и Гришиной RT не удалось.
Маргарита Гаджиева сказала RT, что с Гришиным у нее «все закончилось», поэтому комментировать его действия она не желает.
Сергей Гришин на звонки RT не ответил. Адвокат Гришина Денис Марченко отказался отвечать на вопросы RT.
Ложный донос
Адвокат Федосеевой отмечает, что будет добиваться возбуждения уголовного дела уже против Гришина.
«Его действия подпадают под статью о заведомо ложном доносе, — говорит она. — Кроме того, должны быть наказаны все причастные к возбуждению уголовного дела лица, если в результате проверки будет выявлено, что они не были введены Гришиным в заблуждение».
Что касается уголовного преследования самой Федосеевой, то защитник считает, что дело вскоре закроют.
«С учетом всех нарушений, которые были выявлены, Анну и других свидетелей должны еще раз допросить и в итоге прекратить производство».