Сирены напели замглавы МЧС уголовное дело

Источник
Замглавы МЧС Татарстана Рафиса Хабибуллина предстал перед судом, ему предъявлено четыре уголовных эпизода.
Нарушение исполнения госконтрактов — в этом обвиняют заместителя главы МЧС Татарстана Олега Степущенко. На судебном процессе, стартовавшем в понедельник в Советском райсуде Казани, выяснилось, что всколыхнувшее республику дело не только ударило по казне, но и могло повлиять на жизни десятков тысяч татарстанцев. О том, какую выгоду для себя, по версии обвинения, искал Степущенко, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Урок маскировки от казанского бизнесмена

Чуть больше года длилось расследование по делу МЧС РТ, фигурантом которого стал заместитель министра Олег Степущенко. Его обвиняют в серии преступлений при исполнении министерством государственных контрактов, а конкретно — в мошенничестве, воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности и двух эпизодах злоупотребления полномочиями (ч. 4 ст. 159 УК РФ, ч. 1 ст. 169, ч. 1, 3 ст. 285 УК РФ). С ним на скамье подсудимых оказался казанский бизнесмен Константин Кабальнов. По версии ФСБ и СКР, какое-то время Кабальнов действовал совместно с замминистра. Его обвиняют в мошенничестве и подделке документов (ч. 4 ст. 159 УК РФ, ч. 1 ст. 327 УК РФ).

Вчера Советский районный суд наконец приступил к рассмотрению дела по существу. К этому времени оба фигуранта формально находились на свободе. Кабальнов — под подпиской о невыезде, а Степущенко — под домашним арестом. Правда, последний все же успел побывать в СИЗО — за нарушение условий домашнего ареста. Но и там он не задержался — спустя 12 дней по решению Верховного суда РТ вернулся домой.

Первым к залу суда подошел Кабальнов со своим защитником Еленой Моршед. Однако представляться мужчина не спешил, наоборот, всячески отрицал, что пришел на заседание по делу МЧС. На руку ему сыграло то, что это было его первым появлением в суде перед широкой общественностью и фактически никто не знал, как он выглядит. Мужчина перестал разыгрывать мини-спектакль только после того, как зашел в зал.

Следующим в сопровождении адвоката Дмитрия Рылова появился Степущенко. «Это все по мою душу, что ли?..» — с нескрываемым удивлением сказал он, увидев корреспондентов, собравшихся к старту процесса. К слову, это была его последняя фраза, обращенная к прессе. Степущенко отказался комментировать корреспонденту нашей газеты даже свое самочувствие, сославшись на строгий запрет общения со стороны следствия. Ожидаемо, в зале суда фигуранты дела не взаимодействовали друг с другом. Время до начала процесса они провели, консультируясь с защитниками.

Оповещатели работали через симку, а сын замминистра устроился к подрядчику МЧС

Судебное заседание началось с неожиданного заявления прокурора Юрия Иванова. Оказалось, что по данному делу назначена рабочая группа из четырех государственных обвинителей, которые в случае надобности будут сменять друг друга — слишком велик объем уголовного дела. На заседание на подмогу Иванову пришел второй прокурор — Дмитрий Зайцев, вместе им предстояло зачитать 6 эпизодов обвинительного заключения, которые уместились в 30 томов дела.

Согласно тексту обвинительного заключения, Степущенко в 2013 году злоупотребил полномочиями при организации и создании комплексной системы экстренного оповещения населения (КСЭОН) РТ. Занимая пост замминистра, он, по версии следствия, организовал выполнение работ по госконтрактам по монтажу речевых сиренных установок (громкоговорителей-оповещателей на случай ЧП) — причем с явными нарушениями проектной документации. Эти работы выполняли две частные фирмы — ООО «Спецлаб-Казань» и ООО «Территория безопасности».

По большему счету в этом эпизоде все упирается в технические тонкости. Например, «пусконаладочные работы» в рамках госконтракта следовало проводить с помощью проводных каналов связи, фактически же по отмашке Степущенко проверки систем проводились с использованием беспроводных каналов, следует из обвинения, т. е. через симку GSM, как в сотовом телефоне, а это нарушение. И вот почему. «Оператором сотовой связи было установлено сопряжение, позволяющее создать Степущенко видимость функционирования установок. При этом установленное сопряжение не обеспечивало круглосуточное функционирование и постоянную готовность систем к применению», — зачитал Иванов.

Помимо этого, прокуратура считает, что Степущенко мог сотрудничать с ООО «Спецлаб-Казань» из-за личной заинтересованности. Оказалось, что примерно в это же время на работу в эту частную фирму устроился сын замминистра. Силовики обнаружили интересную деталь — с 2013 по 2014 год чадо Степущенко служило в армии, только вот по документам из фирмы он будто бы никуда и не уходил, в пенсионный фонд продолжали исправно поступать отчисления.

Но вернемся к госконтракту. Прокуратура уверена: смонтированные установки противоречили проекту и не работали, как надо (нарушения не устранены до сих пор). Ущерб МЧС РТ оценили в 42,8 млн рублей. Кроме того, по версии силовиков, Степущенко еще и «дезорганизовал деятельность МЧС Республики Татарстан». По данным гособвинения, своими действиями он поставил под угрозу жизни 122 тыс. человек. «Таким образом Степущенко совершил преступление, предусмотренное частью 3 статьи 285 УК РФ, злоупотребив должностными полномочиями», — закончил прокурор.

Второй эпизод, сообщил Зайцев, заключался в том, что в 2017–2018 годах Степущенко необоснованно ограничивал самостоятельность «Территории безопасности», заставляя руководство фирмы выполнять бесплатные работы в интересах ГБУ «Служба экстренных вызовов 112», а именно — по монтажу прямого канала связи. Степущенко осознавал, что средства должны выделяться из госбюджета, но при этом имел личную заинтересованность в этих работах, т. к. курировал деятельность данного ГБУ и отвечал за показатели его работы, в том числе в части оказания платных услуг, заявил представитель гособвинения. То, что «Территория безопасности» работала бесплатно, позволяло ГБУ выполнять нормативы, установленные кабмином РТ, по оказанию платных услуг. Таким образом Степущенко совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 285 УК РФ, добавил прокурор.

После оглашения всего двух эпизодов прокурорам пришлось прерваться из-за следующего процесса у судьи Алсу Шайхутдиновой. Однако перед этим нужно было принять решение по поводу продления меры пресечения Степущенко — срок домашнего ареста заканчивался 24 сентября. Защитник Рылов ходатайствовал об отмене меры пресечения, ссылаясь на то, что расследование завершено и все свидетели допрошены. Сам Степущенко был немногословен: «Я все понимаю, обвинение перечислило тяжкие статьи, с которыми я категорически не согласен. Я, единственное, прошу, если можно, разрешить звонки близким родственникам — у меня престарелые родители». Судья удалилась в совещательную комнату и через 10 минут огласила вердикт: домашний арест продлить до 8 декабря с сохранением всех ранее наложенных ограничений.

Следующее заседание состоится уже 23 ноября. На нем планируют зачитать оставшиеся четыре эпизода обвинительного заключения, а также начать допрос потерпевших.