Миноритарные акционеры АО «Соликамский магниевый завод» (СМЗ), купившие его бумаги на Мосбирже, попросили защиты у ЦБ от возможного изъятия их акций в собственность государства по иску силовиков. С таким требованием в Арбитражный суд Пермского края обратилась местная прокуратура в рамках дела о незаконной приватизации компании. «Ведомости» ознакомились с обращением миноритариев в ЦБ, его подлинность подтвердил их представитель, управляющий партнер Law & Capital Виктор Обыденнов.
1668 как один человек
Более 1500 акционеров стали «единым потерпевшим под нависающей угрозой принудительного изъятия их собственности, право на которую каждым из них было получено добросовестно и в законном порядке», говорится в обращении, поданном от имени 20 заявителей. Они просят Банк России оказать «активное содействие в судебном процессе и выступить на стороне всех миноритариев с целью недопущения нарушения их прав и законных интересов, а также с целью нейтрализации разрушительного влияния этого судебного процесса на российский фондовый рынок».
Весной 2022 г. суд признал незаконной проведенную в 1990-е приватизацию СМЗ и изъял в собственность государства 89,4% акций завода у его четырех основных владельцев. Иск подавала Генпрокуратура, ответчиками были Петр Кондрашев, Тимур Старостин, Сергей Кирпичев и Игорь Пестриков. По мнению ведомства, решение о приватизации СМЗ принимал неуполномоченный орган. Ответчики неоднократно отвергали все обвинения и утверждали, что никаких нарушений в процедуре не было, но проиграли во всех инстанциях.
Миноритариев к делу тогда не привлекали – суд счел, что их права и обязанности в деле о приватизации не затрагиваются. Но впоследствии акционерам все же не удалось остаться в стороне: прокуратура Пермского края в августе 2022 г. попросила суд изъять остальные 10,6% акций СМЗ номинальной стоимостью 25 коп. у 512 миноритариев. По иску пермских силовиков суд тогда запретил регистраторам вносить любые изменения в реестр в отношении акций, принадлежащих ответчикам. Мосбиржа в ноябре остановила торги бумагами, которые на тот момент стоили 7440 руб. за одну акцию.
В январе 2023 г. прокуратура подала в арбитражный суд уточненный иск (есть у «Ведомостей») – в нем указаны уже 1668 ответчиков, из которых 1657 – физлица.
В обращении миноритариев СМЗ подчеркивается, что они не имеют отношения к приватизации компании в 1990-е гг. Один из заявителей, Илья Доронкин, покупал бумаги через брокера в 2021–2022 гг., сообщил он «Ведомостям». Другой, Денис Семенов, утверждает, что приобрел акции в мае 2022 г. Доронкин стал акционером СМЗ, поскольку посчитал перспективным инвестирование «в уникальное отечественное предприятие». По его мнению, биржевая стоимость акций относительно фундаментальных показателей компании была занижена.
Представители ЦБ и прокуратуры Пермского края не ответили на запросы «Ведомостей».
Иммунитет от изъятий
Закон об организованных торгах предусматривает, что имущество, приобретенное таким образом, не может быть истребовано от добросовестного покупателя. Сделки заключаются на возмездной основе, напоминают миноритарии в обращении. К тому же законом установлен иммунитет на лиц, которые приобрели имущество при условии, что не могли обладать информацией о том, что покупают его не у легального собственника.
Логичным представляется наличие презумпции неосведомленности миноритариев о том, что, покупая акции СМЗ на бирже, ни один из них не знал и не мог знать того, что приобретает бумаги не у владельца, пишут заявители. «Если исходить из обратного, то и эмиссия ценных бумаг СМЗ, и сами организованные торги этими акциями были незаконными», – говорится в обращении. Более того, указано там, за длительный период торгов акциями на Мосбирже сменилось огромное количество собственников ценных бумаг.
Невозможно представить, пишут заявители, каким образом к действующим миноритариям могут применяться требования ст. 301 ГК РФ (истребование имущества из чужого незаконного владения) и как именно прокуратура будет доказывать недобросовестность каждого акционера в отдельности.
Другой аспект, на который обращают внимание заявители, – коллизия в судебных актах в части правового статуса миноритариев. Суды в рамках изначального иска Генпрокуратуры пришли к выводу, что права и обязанности миноритариев в деле не затрагиваются – предметом спора был пакет акций четырех граждан. Но региональная прокуратура предъявила иски непосредственно всем миноритариям, а это прямым образом затрагивает их права и обязанности, говорится в обращении. Миноритарии оказались в ситуации, когда, с одной стороны, они с самого начала были лишены возможности участвовать в основном судебном заседании и иметь возможность влиять на его результат. С другой – выступая ответчиками по второму делу, они имеют заведомо ограниченные возможности защиты, говорится в обращении.
Не ведают, что покупают
История с незаконной приватизацией не первая – в 2021 г. суд установил нарушения в приватизации Башкирской содовой компании и изъял в собственность государства 95,72% акций. Но оставшиеся 4,5% акций тогда оставили у миноритариев.
Ситуация с изъятием акций у добросовестных инвесторов подрывает фундамент финансовой системы страны, считает директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков. Претензии по оформлению приватизации можно предъявить многим акционерным обществам, а значит, на фондовом рынке у владельцев акций резко возрастают риски конфискации активов, полагает он. Розничный инвестор, приобретающий бумаги на организованных торгах, не может и не должен анализировать приватизационные документы, согласен руководитель Ассоциации розничных инвесторов Илья Херсонцев: такие инвесторы, наоборот, должны быть под защитой государства.
Магниевый гигант
СМЗ – стратегическое предприятие, крупнейший в стране производитель магния, продукции из редкоземельных элементов, ниобия и тантала. Отчуждение акций СМЗ, преобразованного из госпредприятия, состоялось в 1992–1996 гг. На заводе создали акционерное общество, 51% которого получил коллектив, а 49% – областной фонд имущества. Впоследствии фонд продавал свой пакет. Кирпичев, Старостин и Кондрашев приобрели акции завода в 2016 г., а Пестриков – в 2015 г. В 2018 г. впервые за два десятилетия завод выплатил дивиденды.
Если акции приобретались на бирже через брокера, есть все основания считать нынешних собственников добросовестными приобретателями, отмечает партнер Novator Legal Group Илья Сорокин. Массовое истребование акций прокуратурой вряд ли может считаться обоснованным, отмечает он: необходимо разбираться с каждым конкретным случаем: при каких обстоятельствах были приобретены ценные бумаги каждым конкретным миноритарием.
Если государству нужны акции миноритариев, предприятие может выставить рыночную оферту и выкупить эти бумаги, считает Херсонцев.
Вряд ли можно рассчитывать на поддержку инвесторов со стороны ЦБ, полагает Сорокин. Не исключено, что регулятор попытается абстрагироваться от проблемы, сославшись на нахождение спора исключительно в судебной плоскости. А инвесторам стоило бы самостоятельно проявлять бОльшую активность в рамках судебного дела, говорит адвокат. Например, попытаться обжаловать наложенные судом ограничения на внесение изменений в реестр акционеров.