Силовик стащил 770 тысяч долларов из вещдоков

Источник
Глава финансово-экономического отдела Главного следственного управления Следственного комитета России (ГСУ СКР) по Санкт-Петербургу Дмитрий Ковальчук украл эти деньги у осужденного за угон автомашины Михаила Харитонова.
“Ъ” стали известны некоторые подробности уголовного дела, возбужденного ранее в отношении бывшего руководителя финансово-экономического отдела Главного следственного управления Следственного комитета России (ГСУ СКР) по Санкт-Петербургу Дмитрия Ковальчука. Экс-финансисту инкриминируется хищение $770 тыс. (более 55 млн руб.), которые являлись вещественным доказательством. Они были незаконно изъяты следственным органом у фигуранта дела об угоне автомобиля. Уголовное дело бывшего руководителя отдела петербургского ГСУ СКР ранее передали для дальнейшего расследования в центральный аппарат ведомства, где обвинение финансисту решили переквалифицировать с кражи на присвоение или растрату.

Как стало известно “Ъ”, $770 тыс., оказавшиеся, по версии следствия, похищенными Дмитрием Ковальчуком, принадлежали Михаилу Харитонову. В 2018 году последнего и еще троих фигурантов — Дмитрия Федорова, Романа Копотиенко и Сергея Новикова — приговорили к лишению свободы на сроки от трех с половиной до четырех лет двух месяцев за угон Toyota Land Cruiser 200 стоимостью 3 млн руб. Среди изъятых по делу вещдоков оказались и $770 тыс.

На протяжении долгого времени Михаил Харитонов пытался доказать неправомерность изъятия этих средств, утверждая, что они не являлись «деньгами, полученными в результате совершения преступления». Сделать это удалось лишь в этом году, когда Третий кассационный суд отправил дело на новое рассмотрение во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга. Весной стало понятно, что $770 тыс. не успели обратить в доход государства, а похитили из финансово-экономического отдела ГСУ СКР по Санкт-Петербургу.

Летом Фрунзенский райсуд Санкт-Петербурга посчитал незаконным признание иностранной валюты вещественным доказательством и постановил вернуть деньги владельцам — Михаилу Харитонову и его сестре. Преступное происхождение долларов за время расследования дела об угоне не было доказано. Суд согласился с тем, что деньги были получены легальным путем. Большая их часть была накоплениями Михаила Харитонова от многолетней сдачи коммерческой недвижимости в аренду: от одного банка за период с 2008 по 2018 год он получил более $600 тыс. Легальность оставшихся накоплений подтверждали доходы сестры Харитонова — гонорары за работу и деньги, доставшиеся ей после бракоразводного процесса и продажи квартиры в Санкт-Петербурге.

На прошлой неделе решение о незаконном признании вещественным доказательством $770 тыс. вступило в законную силу.

Адвокат Марк Павлов, представляющий интересы господина Харитонова, рассказал “Ъ”, что они с доверителем планируют подавать иск к Министерству финансов России с требованием возместить ущерб от действий должностного лица.

Дело по п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ (кража в особо крупном размере) по факту пропажи вещдоков возбудили 18 марта. На следующий день обвиняемым по нему стал бывший руководитель финансово-экономического отдела ГСУ СКР по Санкт-Петербургу Дмитрий Ковальчук, а Октябрьский районный суд города отправил фигуранта в СИЗО. Следствие утверждало, что за восемь лет работы, с июня 2013-го по январь 2021 года, финансист, используя свое служебное положение, тайно похитил денежные средства в особо крупном размере, признанные вещественными доказательствами в порядке ст. 81 УПК РФ, а также денежные средства, на которые в порядке ст. 115 УПК РФ наложен арест по уголовным делам.

Через некоторое время дело для расследования передали из Санкт-Петербурга в Главное следственное управление Следственного комитета России. Далее с ходатайством о продлении меры пресечения обвиняемому следствие обращалось в суд уже в Москве. Басманный районный суд продолжает оставлять Дмитрия Ковальчука в СИЗО. Между тем московские следователи за это время решили переквалифицировать обвинение для бывшего финансиста со ст. 158 УК РФ на ч. 4 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата в особо крупном размере).

С точки зрения максимально возможного наказания для подследственного ничего не изменилось: обе статьи предусматривают до десяти лет лишения свободы.

Ранее в СМИ высказывалась версия, что общая сумма похищенного бывшим финансистом якобы может быть в итоге оценена следствием в несколько сотен миллионов рублей, однако подтверждения этому пока не последовало.

Адвокат, представляющий интересы Дмитрия Ковальчука, от комментариев в разговоре с корреспондентом “Ъ” отказался.