Siemens, Raiffeisen, Valio: потерпевшие от России

Источник
Западный бизнес терпит в России миллиардные убытки, но уходить не собирается.
Во время последнего визита в РФ греческого премьер-министра Алексиса Ципраса стала известна сумма потерь экономики Греции в результате ответных российских санкций – 30–35 млн евро за 2014 г. Ципрас приезжал торговаться: вы нам – ослабление торгового эмбарго, мы вам – какую-никакую поддержку в ЕС. 

В очереди на такой торг, так или иначе, стоит уже не только Греция. Называют еще Венгрию и Кипр, и, возможно, эта информация не лишена оснований, раз уж представители российского правительства высказались о возможности точечного ослабления введенных Москвой контрсанкций. Есть вероятность того, что точечно могут быть учтены и проблемы некоторых иностранных компаний. 

Западный бизнес подвел и обнародовал итоги 2014 г. плюс отчасти уже и итоги I квартала 2015 г., и они недвусмысленно говорят о том, что российские активы по большей части на данный момент являются обременением балансов и причиной значительных убытков. И связано это не столько с санкциями, сколько со всем комплексом проблем нашей экономики и мировой политики. 

Цифры не лгут

«Цифры не лгут», – сказал в своем видеообращении к сотрудникам не так давно возглавивший McDonald’s Стив Истербрук. Топ-менеджер признал, что дела идут неважно, и сообщил, что отныне бизнес предполагается структурировать по четырем секторам: дающий основной доход рынок США, устоявшиеся европейские рынки и только потом – перспективные, такие как Россия и Китай, и прочие, где компания представлена слабо. Справедливости ради надо заметить, что проблемы McDonald’s на самом деле гораздо сложнее и запутаннее и связаны не только со сложностями российского рынка, а в куда большей степени с внутренними затруднениями бизнеса. 

Иное дело – компании, всегда делавшие ставку на нашу страну. Очень красноречив годовой отчет американской нефтяной Exxon Mobil, державшейся за свои российские проекты до последнего. Понятно, что не от большой любви к РФ или к своему партнеру на этом рынке – «Роснефти», а оттого, что уж очень значительны сделанные инвестиции. В итоге Exxon Mobil пришлось-таки отступить, когда санкции были наложены на российский энергетический сектор. Exxon Mobil была вынуждена выйти из самого многообещающего совместного проекта с «Роснефтью» по бурению скважин в Карском море. Шок был сильным: компании начали бурение в августе, а в октябре из-за санкций работы приостановились. Языком годового отчета картина описана таким образом: «В соответствии с санкциями и всеми генеральными и специальными лицензиями запрещенные работы с участием России в Черном море, Арктике и на территории Западной Сибири были прекращены. Максимальный убыток корпорации, связанный с этими совместными предприятиями, на 31 декабря 2014 г. составил $1,0 млрд».

Вдвое сократился бизнес в России немецкого многопрофильного конгломерата Siemens. Непосредственно в связи с введением против РФ санкций продажи рухнули на 50%. Цифра исходит от самого генерального директора компании Джо Кезера, который раскрыл ее в интервью немецкой газете Bild am Sonntag: «Наш бизнес с Россией в целом сильно пострадал – сократился примерно в два раза». Объем понесенных корпорацией убытков Джо Кезер не уточнил, но, по данным Frankfurter Allgemaine Zeitung, годовой оборот Siemens в РФ составляет около $2 млрд. 

Надо сказать, что концерн Siemens тоже очень не хотел замораживать активность в России и предпринимал отчаянные усилия для того, чтобы не допустить этого или получить хотя бы какие-то преференции. Весной 2014 г. Джо Кезер даже пробился со своими чаяниями на прием к российскому президенту Владимиру Путину . Немцы отметили тогда, что традиции сотрудничества с нашей страной насчитывают 160 лет, а объем уже вложенного конгломератом в Россию дошел до 800 млн евро. Правда, в ноябре 2014 г. топ-менеджеры Siemens заявляли, что соблюдение санкционного режима для них важнее бизнеса. Теперь, когда итоги 2014 г. подведены, можно ждать новых пируэтов. 

Уполовинивание российского бизнеса, несомненно, влияет на положение немецкого концерна в целом. По итогам I квартала 2015 г. компания объявила об уменьшении прибыли и сообщила о том, что будет продолжать проводить массовые увольнения сотрудников. 

Увольнения – примета дня и для финского производителя молочной продукции Valio, где стоит вопрос о сокращении 4% персонала. Выручка Valio в РФ из-за продовольственного эмбарго в 2014 г. упала на 36%, до 258 млн евро. «Чистая выручка «Valio Россия» в 2014 г. составила примерно 258 млн евро, а при нормальных условиях она должна была превысить 400 млн евро, согласно летнему прогнозу» – говорилось в одном из пресс-релизов компании. В документах также констатировалось, что «благоприятное развитие экспорта в Россию рухнуло в начале августа из-за эмбарго, и сотни миллионов литров молока пришлось переработать в промышленное сливочное масло и сухое молоко для реализации на мировом рынке, причем цены на нем были рекордно низкими». Чистый оборот всей группы Valio в 2014 г. снизился почти на 4%, до 1,95 млрд евро. На международных рынках чистая выручка компании сократилась на 9%.

По итогам 2014 г. Россия перестала быть крупнейшим рынком для мирового гиганта по производству молочных продуктов Danone. Здесь дело в первую очередь не в санкциях, тем более, что производство Danone локализовано в РФ, а в скачках нашей валюты и общем снижении потребительских расходов россиян, в их переориентации на более дешевые продукты. Компания сделала ставку на родной для нее французский рынок. Это неудивительно, поскольку, по данным прессы, за 2014 г. доля российских продаж сократилась с 11 до 9% от консолидированной выручки, в то время, как Франция сохранила долю в 10% от всех продаж Danone и сейчас сопоставима для производителя молочных продуктов с рынком США, доля продаж которого составляет 9% выручки группы. Глобальные продажи Danone в 2014 г. достигли 21,1 млрд евро. Таким образом, выручка российского бизнеса в прошлом году могла составить 1,9 млрд евро против 2,34 млрд евро годом ранее. В начале 2015 г. гендиректор Danone в России и СНГ Бернар Дюкро заявил, что у компании нет планов закрывать заводы, однако в случае ухудшения экономической ситуации Danone может пересмотреть свою позицию. В 2014 г. Danone закрыла три завода в России.

Падение пивного рынка в РФ и девальвация рубля в IV квартале 2014 г. обрушили финансовые результаты датского концерна Carlsberg. Операционная прибыль компании снизилась относительно октября–декабря прошлого года почти на четверть. Из-за волатильности рубля в Carlsberg затруднились с прогнозами на 2015 г. 

Результаты основных конкурентов Carlsberg в России тоже оказались малоутешительными. По данным Nielsen, доля голландской Heineken в РФ снизилась за год на 1 п.п., до 12,5%; глобальный лидер Anheuser-Busch InBev потерял 1,7 п.п. российского рынка, закончив год с долей в 12,2%. Турецкой Efes удалось лишь сохранить свою долю в 13,6%.

Значительные убытки на нашем рынке терпит компания Adidas. Прибыль в рублях выросла, но курсовая разница оставила все практически на прежнем уровне, покупать продукцию в России в целом стали меньше. Колебания валютного курса привели к тому, что Adidas потеряла свыше 550 млн евро. Валовая прибыль уменьшилась на 1,1%, до 6,9 млрд евро. Чистая прибыль за год просела на 37,6%, до 490 млн евро.

2014 г. стал неудачным для австрийской банковской группы Raiffeiesen, сделавшей в свое время значительную ставку на Восточную Европу и, в частности, на Россию. По итогам 2014 г. прибыль российского банка Raiffeisen Bank International  снизилась на 10% в рублях и на 100 млн в евро. Как сообщил глава группы Карл Севельда, Россия перестала быть приоритетным рынком для группы. Приоритетными теперь будут Румыния, Чехия, Словакия и Австрия. По словам Севельды, резкое обесценивание российской валюты и плохие экономические прогнозы в РФ способны потребовать списания части стоимости компании, и оно может составить 148 млн евро. Такие решения будут приниматься в первой половине 2015 г. 

Наконец, французская группа Societe Generale уже в I квартале 2015 г. потеряла 91 млн евро из-за российского бизнеса. Такие данные компания привела в своем отчете. В I квартале выручка упала более чем на треть – на 38,7%, до 114 млн евро, при этом выручка Societe Generale в целом выросла в пять раз, до 868 млн евро.

Сыр с плесенью

В конце апреля – начале мая на прилавках одной из московских премиумных розничных сетей появились сыры из Франции. Много и разных. Продавцы при этом на глупые шутки типа: «Что, менеджеры в багаже привозят?» не откликались, а на ценниках, без всякого стеснения, как страна-производитель и экспортер была честно указана именно Франция. Сама по себе история достойна отдельного расследования, но она ясно показывает: бизнес по обе стороны санкций нащупывает самые разнообразные пути для выживания. 

Противостоя убыткам, компании меняют стратегии, проводят реструктуризации, сокращают издержки и ищут новые рынки, но ничего из этого по отдельности и в комплексе не способно надежно восполнить утрату позиций на российском рынке. И насколько можно судить, это все понимают и потому из РФ уходить не спешат. Речь идет о том, чтобы переждать нынешнюю политическую конъюнктуру, а возможно, и отчасти приложить руку к тому, чтобы поторопить ее разворот в более благоприятную для бизнеса сторону. Так, по данным на январь 2015 г., 40% германских компаний, опрошенных Немецко-российской торговой палатой, заявили о намерении приостановить или отменить проекты в РФ из-за западных санкций. 41% немецких компаний в России снизили инвестиции в нашу страну, 28% заявили о том, что планируют уволить работников из России. Но при этом только 35% фирм покидают РФ навсегда.

Siemens к их числу не относится. Президент Siemens в России Дитрих Меллер на полях конференции «Рынки модернизации. Средний класс» в Берлине в феврале 2015 г. заявил, что российскому рынку потребуется несколько лет для восстановления, но компания продолжит инвестиции. «Нас ожидает развитие без подъемов. Это связано с падением цен на нефть, с развитием политической ситуации, санкциями. Но я думаю, что восстановление займет несколько лет», – отметил Дитрих Меллер. «В России существуют проекты, которые мы хотим реализовать», – добавил он, сообщив, что в течение одного-двух лет будет завершено строительство технического центра для обслуживания железнодорожных составов, инвестиции в этот проект составят 50 млн евро. Siemens участвует в производстве локомотивов и электропоездов, выпускает трансформаторы и другое силовое оборудование.

Те же настроения царят в финской Valio. «Несмотря на трудности, Valio не прекращает бизнес в России, и РФ остается для нее стратегическим рынком», – сообщила журналистам пресс-служба Valio в РФ. После введения продуктового эмбарго финны локализовали у нас выпуск плавленого сыра, сливок, молока, йогуртов, творожных десертов и сливочного масла. Ранее финская компания производила только плавленый сыр в треугольниках и питьевые йогурты.

Adidas, вынужденная закрывать сотни магазинов в РФ, говорит о нежелании терять покупателей совсем, для чего намерена держать цены на свои товары или хотя бы не «задирать» их так, чтобы они стали неподъемными для российского потребителя. 

Ни Raiffeisen, ни Societe Generale об отказе от российского рынка не думают. 

Метания инвесторов

Бросить все и уйти или выждать в надежде на лучшее: какая из стратегий приведет к триумфу? Ответа на этот вопрос нет, и лучше всего об этом говорят метания мировых инвесторов. Исследования показывают, что они постоянно перемещают свои активы в поисках «спокойного берега», вот только представления о «спокойном береге» у них постоянно меняются. Дошло до того, что накануне британских всеобщих выборов появилась информация об оттоке иностранных инвестиций и из Великобритании. За последние 15 месяцев инвесторы вывели из этой страны $356 млрд. Только за первые три месяца 2015 г. чистый отток капитала из Великобритании составил $68 млрд, при этом за март показатель достиг $24 млрд, сообщала The Times со ссылкой на данные консалтинговой фирмы CrossBorder Capital. 

Что же касается РФ, то международные инвесторы разделились поровну в оценке приемлемости российских рыночных условий для ведения бизнеса в среднесрочной перспективе (три-пять лет): половина оценивает деловую среду в нашей стране как благоприятную или вполне приемлемую, половина – как минимально допустимую или вовсе неприемлемую. К таким выводам приходят авторы исследования, проведенного компанией A.T. Kearney. Она с 1998 г. формирует рейтинг инвестиционного доверия, в Топ-25 которого Россия не входит вот уже второй год подряд. РФ второй год вне списка привлекательных для инвесторов стран, из которого она выпала еще до кризиса вокруг Украины. Но в январе 2015 г. более 50% руководителей опрошенных компаний сказали, что, если бы не санкции и не рост геополитической напряженности, они бы в этом году увеличили прямые инвестиции в РФ и соседние с ней государства. По данным A.T. Kearney, наибольший интерес к РФ готовы проявить компании, работающие в сферах здравоохранения и фармацевтики (65%), легкой промышленности (61%) и финансовых услуг (58%). Согласно результатам исследования, самые оптимистичные оценки отечественной экономике дали азиатские компании: если бы в опросе участвовали только они, то Россия снова попала бы в Топ-25. Самые негативные оценки – у американских компаний. Однако, по данным Американской торговой палаты, 87% коммерческих структур из США, работающих на российском рынке, не собирается закрывать свой бизнес в РФ, заявляя, что он важен для конкурентоспособности их компаний.

Совершенно очевидно, таким образом, что тон в глобальной экономике задает геополитика. И малейший признак геополитической стабилизации может дать старт инвестиционному и деловому ренессансу.