Многолетняя война одного из самых влиятельных «воров в законе» Бадри Когуашвили (Бадри Кутаисский) с представителями системы исполнения наказания привлекла внимание общественной наблюдательной комиссии (ОНК). Похоже, главной целью ФСИН является сломить волю «вора в законе» любыми способами. Двое заключенных признались правозащитникам, что их заставляют провоцировать «законника» на драку.
Бадри Когуашвили находится под стражей с 2011 года, и попал под программу ФСИН, направленную на ломку «воров в законе». За время отсидки его перебрасывали по самым суровым российским колониям. Одним из последних мест заключения стала так называемая «крытая» тюрьма, расположенная под Енисейском в Красноярском крае. Там «законнику» создали почти невыносимые условия для существования. Спать ему приходилось на табуретке у стола, его постоянно помещали в карцер, местные врачи пугали Бадри, обнаруженным у него тяжелым онкологическим заболеванием (это оказалось неправдой).
Затем «вора в законе» перевели в колонию уже без тюремного режима — ИК-31 города Красноярска. Правда, для Когуашвили мало что изменилось. Его поместили в единые помещения камерного типа (ЕПКТ), которые по сути являются той же тюрьмой, а не колонией. «По сравнению с Енисейском у него появилась возможность спать на койке, но сама камера гораздо хуже. Там все время сырость, везде грибки, штукатурка отваливается огромными кусками», — высказывает мнение источник агентства, знакомый с ситуацией. Продолжились издевательства и со стороны надзирателей. Так, положенные посылки с продуктами и лекарствами, которые передают Бадри, до него не доходят. Вместо этого сотрудники ФСИН приносят ему несколько старых книг, по типу томов из собрания сочинения Ленина, и говорят: «Вот это тебе прислали, другого в посылке не было». Ну и, главное, представители ФСИН не отказываются от попыток провокаций в отношении «законника».
Сначала Бадри содержали в камере одного, а потом подселили двух мужчин. Причем к матерому уголовнику подсадили «первоходок», которых специально для этого перевели из колонии в ЕПКТ. С первых дней своего появления в камере они почти открыто стали добиваться, чтобы «законник» применил в отношении них физическую силу, что неминуемо добавило бы ему срок. А Когуашвили осталось сидеть ровно один год. Молодые люди вели себя, как не принято в камере, когда Бадри был в бане, могли без спроса взять его вещи, съесть что-то из еды и т. д.
Когуашвили считается одним из самых «правильных» «законников», который живет еще по старым «воровским» устоям. При этом, как отмечают источники, он является человеком с внутренним «стержнем», способным словом «завалить» любого здоровяка.
После одной беседы с ним «первоходки» не выдержали и признались во всем «вору в законе». Они рассказали, будто после нескольких избиений и даже процедуры «подвешивания» вынуждены были согласится стать «подсадными утками» с целью спровоцировать Бадри на драку. При этом заключенные этого делать не хотели и не хотят, но опасаются, что в отношении них самих может повторится насилие или им ухудшат условия задержания. Все эти сведения мужчины повторили и побывавшим в колонии представителям ОНК. Впрочем, сомнительно, что подобный поворот событий остановит процесс по попытке «сломить» Когуашвили.
Примечательно, что эта уже не первая попытка спровоцировать Бадри на драку. Во время этапирования Когуашвили в Енисейск, он оказался в СИЗО Красноярска, где произошел неприятный инцидент. В камере Бадри находился вместе с рядовым заключенным (так называемым «мужиком»), позже к ним подсадили зека, сотрудничающего с администрацией. Источник «Росбалта» полагает, что его появление в камере было далеко не случайным, что и подтвердил дальнейший ход событий. Зек, конечно, не рискнул конфликтовать с «вором в законе», но начал всячески унижать и оскорблять «мужика», причем без всяких причин. «Законник» такого пропустить не мог. В результате 50-килограммовый Когуашвили взял со стола кружку и ударил по голове 100-килограмового оппонента. Тот сразу же заявил о тяжелой травме и подал на Бадри заявление. На Когуашвили было возбуждено новое уголовное дело, по статье 116 УК РФ (побои), после чего его отправили в колонию в Енисейск. К семилетнему сроку, который отбывает «криминальный генерал», ему пытались добавить новый — за избиение сокамерника. Правда, суд приговорил Когуашвили только к штрафу. Но в случае рецидива истории он может получить еще пару лет заключения.
Бадри Когуашвили был задержан весной 2011 года в кафе «Гламур Хинкальная» на Неглинной улице во время встречи с самым влиятельным славянским «законником» Алексеем Петровым (Петрик). Несмотря на то, что Бадри никогда не был замечен в употреблении наркотиков, при себе у него неожиданно нашли героин. В январе 2012 года он был приговорен к девяти годам тюрьмы (позже Мосгорсуд снизил этот срок до семи лет) и его отправили в колонию в Хакассии, а потом в ИК-11, расположенную в поселке Ныроб Чердынского района Пермского края. Сами заключенные окрестили эту колонию «Красный лебедь», из-за того, что всеми порядками там заправляют зеки, сотрудничающие с администрацией. Тем, кто пытается спорить, особенно «ворам в законе», приходится несладко. В 2016 году именно в этой колонии был обнаружен повешенным «законник» Максим Новиков по кличке Пионер.
По словам собеседника агентства, Бадри выдержал все «удары» «Красного лебедя» и даже в шутку пообещал превратить эту колонию в «Черного лебедя» (ИК, в которой все процессы контролируют «воры в законе»). После этого его и решили перевести в самую строгую, так называемую «крытую», колонию, расположенную под Енисейском в Красноярском крае.