Российский бизнесмен Виктор Батурин, больше известный не своими предпринимательскими успехами, а скандалами с младшей сестрой Еленой Батуриной (вдова экс-мэра Москвы Юрия Лужкова), в ближайшее время может лишиться своего британского актива. Завод «Шелборн» в британском Саффолке, до сих пор исправно приносящий прибыль семье Виктора Батурина, похоже, был приобретен с нарушениями английского закона и может быть взыскан в рамках длящейся процедуры личного банкротства Батурина.
У многочисленных кредиторов Виктора Батурина, которых он не особо жалует, появился реальный шанс получить хоть что-то.
Служба службой
Согласно документам, попавшим к журналистам авторитетного английского издания London Globe, одиозный российский бизнесмен Виктор Батурин, вероятно, совсем скоро столкнется с новыми судебными разбирательствами. Они связаны с его спрятанными в Великобритании активами, на которые его кредиторы могут обратить взыскание.
Речь идет о крупном и прибыльном заводе на востоке Англии, в графстве Саффолк (Suffolk), который называется «Шелборн» (Shelbourne Reynolds Engineering Ltd.) и специализируется на производстве сельскохозяйственной техники для рынков США и Канады.
В результате расследования London Globe выяснилось, что господин Батурин приобрел «Шелборн» будучи политически значимым лицом (PEP), став владельцем компании в 2006 году.
Учитывая карьеру Виктора Батурина в российских государственных органах и его политические связи, источники средств для приобретения «Шелборн», по данным London Globe, скорее всего станут объектом не только судебного, но и полицейского расследования.
В 1998-1999 годах Виктор Батурин работал на руководящих должностях в республике Калмыкия – председателем правительства и советником президента. Лиц на таких должностях и с такими связями группа по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) считает politically exposed person: PEP, «политически значимое лицо». В законодательстве некоторых стран лица категории PEP рассматриваются как представляющие повышенный риск потенциального участия во взяточничестве и коррупции в силу своего положения и влияния, которое они могут оказывать.
То есть к проблемам с кредиторами могут добавиться и разбирательства с английскими властями.
Начало распродаж
С 2006 г. владельцем Shelbourne стала компания Stanton Holdings Limited (до апреля 2015 г. называлась Russian Shelbourne Ltd.,). По состоянию на 18 мая 2006 года Виктор Батурин владел 100% акций Stanton, и был конечным бенефициаром «Шелборн».
Но в 2010 году Виктор Батурин, если верить документам, находящимся в распоряжении London Globe, так распорядился 100% акций Stanton:
1. 4 990 068 акций (около 95%) перешло компании Inter Agro Tech Ltd (Британские Виргинские острова);
2. 262 365 акций (около 5%) Александру Кузнецову (который был директором «Стэнтон» до ноября 2021 года);
3. 1 акция досталась мистеру Уильяму Томасу Стоклеру.
Тем не менее Виктор Батурин продолжил контролировать Stanton через компанию Inter Agro Tech Ltd., где у него до 24 февраля 2014 года имелся контрольный пакет. Если верить «London-globe» 24 февраля 2014 года контрольный пакет акций Inter Agro Tech Ltd. перешел во владение Людмилы Образцовой. Так же зовут тещу Виктора Батурина.
В период с октября 2017 года по сентябрь 2018 года 95% акций Stanton, принадлежащие Inter Agro Tech Ltd., были переданы PRP Ltd, оффшору на Маршалловых островах.
Единственным доверительным управляющим траста, которому принадлежали акции бывшей и нынешней материнских компаний Stanton – Inter Agro Tech Ltd. и PRP Ltd. – был и остался г-н Дэниел Гринбург – вероятно номинальный владелец «Стэнтон» и, как следствие, «Шелборн». Александру Кузнецову продолжают принадлежать оставшиеся 5% акций «Стэнтон».
Дела тюремные
Важно вспомнить, что в июне 2011 года Виктор Батурин был признан виновным в мошенничестве в особо крупном размере при продаже недвижимости в центре Москвы, и приговорен к трем годам лишения свободы условно.
В ноябре 2011 года он был вновь арестован по подозрению в хищении крупных денежных сумм по поддельным векселям. В июле 2013 года Гагаринский суд Москвы приговорил Виктора Батурина к 7 годам лишения свободы за мошенничество.
Таким образом, получается, что все вышеперечисленные сделки, связанные с изменением структуры акционеров британской компании, были осуществлены Виктором Батуриным пока он находился в тюрьме и для их реализации он обратился к услугам своей тещи Людмилы Образцовой.
Похоже, эти сделки имели для Батурина единственную цель – скрыть от многочисленных кредиторов и российских правоохранительных органов свои активы в Великобритании, а также сохранить контроль над ним. Стоит отметить, что Людмила Образцова сыграла ключевую роль во всей схеме.
В начале 2015 года Виктор Батурин официально развелся со своей женой Илоной Образцовой. Вероятно, развод был фиктивным, по край мере в Instagram-аккаунтах https://www.instagram.com/motorashka/, https://www.instagram.com/ludmilabant/ можно встретить множество фотографий как Илона Образцова вместе со своей матерью Людмилой Образцовой ведут роскошный образ жизни, предположительно используя прибыль от завода «Шелборн» в Великобритании.
В январе 2016 года Верховный суд Республики Калмыкия освободил Виктора Батурина от дальнейшего отбывания наказания (за 2 года 10 месяцев до окончания срока). В августе 2016 года суд, вновь в Калмыкии, принял к рассмотрению иск одного из кредиторов Виктора Батурина о признании того банкротом. История продолжается до сих пор.
Общая сумма требований кредиторов к Виктору Батурину составляет более 3,3 млрд рублей. Крупнейшими кредиторами Батурина являются кипрская Sarrio Investments Ltd (3,2 млрд руб), ФНС России (18,6 млн руб), гражданин Станислав Иосильзон (8 млн руб), пензенское ООО «Портал-Строй» (15,6 млн руб) и пензенский филиал «Россельхозбанка» (10,3 млн рублей). Виктор Батурин уже говорил своим кредиторам, что погасит все долги в течение 7 лет. Однако до сих пор о таких погашениях ничего не слышно.
Генерация роскоши
Также Виктор Батурин убедил своего конкурсного управляющего подать иск против сестры Елены Батуриной, вдовы бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, с требованием 250 миллионов долларов США за якобы похищенные у него активы. В мае 2021 года Тверской районный суд Москвы отклонил иск.
В июле 2021 года Виктор Батурин снова стал фигурантом уголовного дела, о покушении на мошенничество в особо крупном размере. Заявление подала Елена Батурина. Ее брат остается за решеткой по сей день.
Ну а все это время английский завод «Шелборн» продолжает производить сельскохозяйственную технику и генерировать доход для Виктора Батурина, Людмилы Образцовой и других членов его семьи. Хотя, судя по финансовым отчетам, «Шелборн» мог бы уже закрыть большую часть претензий к Батурину. В 2020 году оборот «Шелборн» достиг 29,2 млн фунтов стерлингов и прибыли в 8,9 млн фунтов стерлингов.
Учитывая решительное нежелание семьи делиться с кем бы то ни было прибылью «Шелборна», представляется, что единственным способом для кредиторов получить назад свои деньги является возвращение акций завода в первоначальное состояние и их дальнейшая продажа в рамках процедуры банкротства Виктора Батурина. Но для этого российское производство по делу о банкротстве Батурина сначала должно быть признано в Великобритании. Дальнейшее представляется делом техники, поскольку информация, подтверждающая фиктивный характер сделок с «Шелборн» и номинальный характер нынешних владельцев, включая Людмилу Образцову и других, находится в открытом доступе.
Как видится, London Globe лишь раскрыл схему, по которой Виктор Батурин вел дела в Саффолке из российской тюрьмы. Российские кредиторы могли бы стать локомотивом нового процесса как самая заинтересованная сторона.
В то же время российские правоохранительные органы могут самостоятельно оценить действия всех сторон, которых считают участниками процесса сокрытия активов Виктора Батурина от кредиторов.
Например, как совершение неправомерных действий при банкротстве (статья предусматривает лишение свободы на срок до 4 лет). Или мошенничество в особо крупном размере, совершенное группой лиц по предварительному сговору (до 10 лет).
Кроме того, как было отмечено выше, одним из последствий сделок с участием Людмилы Образцовой, Гринберга, Кузнецова и др. в Великобритании может стать конфискация завода, если источники средств, на которые он был куплен не будут объяснены властям Великобритании.
Все варианты доступны и могут при желании быть применены против Виктора Батурина и его партнеров. Принимая во внимание санкции, разрабатываемые британским правительством против миллиардеров сомнительного происхождения, беззаботная жизнь окружения Виктора Батурина на деньги от его английского актива может закончиться совсем скоро.