Зима 2017 года оказалась для Казахстана удивительно похожей на лето 1937. Вялотекущее выяснение политических отношений и сведение клановых счетов сменилось масштабной волной репрессий, основанных на обвинениях в шпионаже. Под ударом, тем не менее, оказались влиятельные лица с российскими связями.
Генерал урана
26 декабря 2016 года арестован Нартай Дутбаев, бывший руководитель КНБ (Комитет национальной безопасности Казахстана). Его обвинили в превышении власти и должностных полномочий и в разглашении государственных секретов. Нартай Дутбаев - кадровый чекист. Он получил образование в Минске и Москве, а карьеру оперативника делал (с 1982 по 1986 гг.) в Управлении КГБ СССР по Ставропольскому краю. Помимо официальной карьеры у Дутбаева (как и у всех казахстанских силовиков) была и деловая. Генерал считался «куратором» национального уранового комплекса - отрасли, которая играет стратегическую роль не только для самого Казахстана, но и для России. Россия зависит от поставок руды, необходимой для производства топливных сборок для АЭС. Из 7,8 тыс. тонн урана для нужд «Росатома» импортируется 4,8 тыс. тонн. Одновременно с российскими интересами в Казахстане представлены и активно развиваются интересы американские. В настоящее время около четверти всех потребностей американской ядерной энергетики закрываются за счет поставок из Казахстана. Кто и в чьих интересах будет курировать урановый комплекс Казахстана после ареста Дутбаева, доподлинно неизвестно.
Русских уходят…
Через две недели после ареста Нартая Дутбаева та же участь постигла заместителя руководителя администрации президента Баглана Майлыбаева. Ему также предъявлено обвинение в «незаконном сборе, распространении, разглашение государственных секретов» (статья 185 Уголовного кодекса Казахстана). Майлыбаев курировал всю внутреннюю политику страны и считается, что делал это при поддержке группы консультантов и российских пропагандистов. Вместе с Майлбыбаевым задержан и сотрудник его аппарата Николай Галихин. Сразу после ареста в социальных сетях появились кем-то заботливо собранные материалы о том, кого лайкал и репостил державшийся в тени Галихин.
И без того озабоченная национальным вопросом казахская интеллигенция оказалась в шоке, узнав, что внутреннюю политику в стране определяли люди, открыто поддерживающие идеи «русского мира», а также Донецкой и Луганской народных республик, которые Казахстан официально не признает (равно как и вхождение в состав России Крыма). Не прибавили оптимизма местным наблюдателям и фотографии казахстанского чиновника Николая Галихина в свитере с надписью «Россия».
В результате казахские нацпаты (так здесь принято называть националистически настроенную интеллигенцию) не сомневаются в том, что «предатели» передавали государственные секреты Казахстана прямиком в Россию. Соответственно, ожидается некоторое охлаждение отношений России с Казахстаном. Любопытно, что все эти мероприятия фактически совпали по времени с подготовкой критически важных переговоров по судьбе Сирии с участием всех заинтересованных сторон, которые проходят сейчас в Астане - столице Казахстана.
Тотальная «ликвидация»
Несмотря на внешнеполитические факторы, которые сопровождают недавние аресты, основной их причиной, по мнению наблюдателей, является борьба за власть в стране. А именно попытка наследования этой самой власти в случае, если, конечно, от нее откажется Нурсултан Абишевич Назарбаев, который контролирует страну еще с советских времен. За долгие годы правления Назарбаев старался сводить любые попытки покуситься на монополию своей власти к обычному криминалу. Это позволяло ему выгодно дистанцироваться от советского прошлого, где, наоборот, любое хулиганство могли запросто превратить в политическое деяние, и предстать перед Западом чуть ли не «просвещенным монархом».
В результате ворами, убийцами и мошенниками оказывались все политические противники Назарбаева, и под таким соусом их преследовали в европейских странах. Нынешняя волна арестов обозначила начало новой эпохи, где действуют совершенно иные правила. А ставки очень высоки. Для России эти перемены опасны тем, что «русский вопрос» оказывается очень простым инструментом компрометации политических противников. Который на практике может породить настоящую бурю, на фоне которой нынешние метания в борьбе за власть могут оказаться мелочной суетой.