В Казани начали зачитывать приговор по вновь рассмотренному делу участников банды «Севастопольские», образованной в 1990-е годы в Москве из нескольких казанских группировок, на счету которой убийства 20 человек. Одним из предполагаемых лидеров банды является бывший спортивный директор футбольного клуба «Рубин» Рустем Сайманов. Ранее уже выносился приговор, но прокуратура его обжаловала «в связи с его несправедливостью» — подсудимым, по мнению гособвинения, назначили слишком мягкое наказание. Дело вернули на повторное рассмотрение.
Вчера в Верховном суде (ВС) Татарии началось оглашение приговора в отношении 11 предполагаемых участников банды «Севастопольские». Они обвиняются в бандитизме, убийствах и покушениях. В числе подсудимых бывший спортивный директор футбольного клуба «Рубин» 48-летний Рустем Сайманов. Он возглавлял ФК с 2006 года, за время его руководства клуб сделал громкие приобретения на трансферном рынке и добился заметных успехов. По версии следствия, еще раньше, в 1990-е годы, господин Сайманов был лидером банды. Вместе с ним фигурантами дела являются нынешние бизнесмены, менеджеры, руководители разных фирм, бывшие сотрудники милиции, есть даже тренеры детских спортивных школ. Как считает следствие, подсудимые в 1990-е годы в ходе войны с крупнейшим организованным преступным сообществом (ОПС) «Жилка» совершили убийства не менее 20 человек.
Банда «Севастопольские» была основана в начале 1990-х годов в Москве казанским «авторитетным» бизнесменом по кличке Узкий. Он переехал в столицу с целью развить в ней свой бизнес (рестораны, игорные заведения) и поселился в гостинице «Севастополь». Банда состояла преимущественно из партнеров Узкого по коммерческой деятельности, в основном выходцев из разных казанских группировок. В их задачу входило защищать свой бизнес от посягательств со стороны криминальных структур.
Одним из тех, кто посягнул на бизнес «Севастопольских», стало в 1994 году ОПС «Жилка» из Казани во главе с Хайдаром Закировым (Хайдер). Последний не только решил взять под свой контроль весь казанский криминалитет, но заставить Узкого отчислять ему проценты от прибыли. «Жилка» являлась одним из самых влиятельных преступных сообществ в России, контролировала коммерческие структуры в Москве и Санкт-Петербурге. В итоге «севастопольские» объявили Хайдеру войну. Одними из первых в 1994 году убили активных участников ОПС «Жилка» Андрея Маврина и Константина Ширшова — их машину остановили несколько людей, переодетых в милицейскую форму. Затем обоих похитили и пытали, требуя выдать координаты лидеров, а после застрелили. В 1995 году, после смерти Узкого от болезни, «севастопольские» попытались помириться с Хайдером, но он отказался, чем подписал себе смертный приговор. Его застрелили 26 августа 1996 года средь бела дня в Санкт-Петербурге на улице Руднева, где он проживал. Несколько бойцов со снайперской винтовкой СВД, карабином CZ-527 и автоматом Калашникова засели на техническом этаже дома напротив жилища жертвы. Когда Хайдер вышел к подъехавшему за ним Volvo, по нему открыли огонь. После убийства своего «авторитета» члены «Жилки» заключили с «севастопольскими» мир. Затем банда фактически прекратила свое существование.
Возбуждать уголовные дела в следственном управлении следственного комитета при прокуратуре по Татарии в отношении «севастопольских» начали после того, как к 2008 году сотрудники республиканского МВД собрали на них достаточно компромата. Узнав о разоблачении, участники банды, многие из которых к тому времени обзавелись семьями и жили обычной жизнью, стали сам являться с повинной в правоохранительные органы.
Отметим, это уже повторный процесс по делу в отношении «севастопольских». В августе 2010 года им уже выносили в ВС приговор. Однако прокуратура Татарии обжаловала его в ВС России, посчитав, что он подлежит отмене «в связи с допущенными нарушениями уголовно-процессуального закона и неправильным применением уголовного закона», а также «в связи с его несправедливостью». Так, с некоторых подсудимых оказалось снято обвинение в бандитизме «за истечением срока давности». Об этом ходатайствовала сама прокуратура, не подозревая, что затем суд назначит им сроки гораздо мягче, чем она просит. Так, господин Сайманов получил шесть лет колонии общего режима вместо желаемых прокуратурой 12 лет строгого. А «авторитетный» бизнесмен Радик Юсупов, признанный виновным в покушении, отделался четырьмя годам колонии, да и то был освобожден от наказания «в связи с истечением срока давности». Для него гособвинение просило 13 лет строгого режима. ВС России вернул дело на новое рассмотрение.
Большинство подсудимых сейчас, как и во время предыдущего процесса, в целом свою вину признали и раскаялись. Кто-то не признал ее, но лишь по некоторым эпизодам. «Я искренне раскаиваюсь в содеянном, а у потерпевших прошу прощения»,— сказал в последнем слове господин Сайманов. А один из предполагаемых участников банды Андрей Баринов объяснил суду, что «в банду вступил, чтобы вместе с остальными защищать себя и свою семью». Ожидается, что оглашение приговора займет несколько дней.