О каких суммах идет речь, неизвестно, но эксперты говорят о значительном дисконте, поскольку сделка проходит на фоне претензий Генпрокуратуры к «Рольфу» и Следственного комитета к Петрову. Основатель компании с 2019 года в розыске. Как он заработал свое состояние, а потом был вынужден продать бизнес.
Майор-антисоветчик с японским кредитом
Сергей Петров родился в 1954 году в городе Чкалов (ныне Оренбург), в 1975 году окончил Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков и служил в Советской армии. А в 1982 году в звании майора его арестовали за антисоветскую агитацию и участие в создании неофициальной демократической организации. В итоге из армии и из партии его выгнали. Об этом Петров вспоминал так: «Когда нас, группу единомышленников, арестовали за антисоветскую деятельность, я для себя прикидывал, что до этого [развала Советского Союза] остается еще лет 50. Исходил из того, что испортил жизнь себе, детям и еще внукам. К счастью, ошибся».
После увольнения Петров устроился механиком в Мосинжстрой, а перестройку встретил уже в должности начальника участка по ремонту техники. Все попытки бизнесмена перестроить советское предприятие, перейти на хозрасчет, прогнать всех лентяев и пьяниц потерпели крах. Сам он позже называл это «пустой тратой времени».
Когда пришло время основать свой бизнес, предприниматель, как он сам выражался, решил набирать людей исключительно «с новым духом»: «Мы, когда начинали, народ из «вазовских» сервисов не брали в принципе: советская зараза, она, как вирус, переносится».
В конце 80-х Петров трудился директором подразделения в конторе по прокату автомобилей — СП «РОЗЕК». Скопив за два года работы $15 000 бизнесмен, с командой из 20 человек и клиентской базой, «РОЗЕК» покинул. В 1991 году он создал «Рольф».
Первой крупной сделкой компании стала покупка 40 автомобилей Mitsubishi Lancer. Причем автомобили японцы передали Петрову как товарный кредит. «Японцы очень консервативны, они оценивают человека. Петров им понравился», — делился один из менеджеров представительства Mitsubishi.
Mitsubishi стала основой бизнеса дилера: в 1992 году «Рольф» начал торговать автомобилями этой марки, в 1994-м открыл первый автосалон, в 1998-м стал эксклюзивным дистрибутором Mitsubishi в европейской России, а в 2003 году — во всей стране. До 1999 года продажи Mitsubishi росли скачкообразно. В 1992 году «Рольф» продал 109 автомобилей, на второй год — 566 машин, в 1994 году — 1022. Отметку в 2000 машин компания перешагнула в 1997-м. Компания Петрова успешно пережила кризис 1998 года: «Рольф» первым в России начал продавать автомобили в лизинг, занялся trade-in и стал давать трехлетнюю гарантию.
В рейтинге журнала «АвтоБизнесРевю» по итогам первого полугодия 2021 года указано, что «Рольф» продал автомобилей на 173,37 млрд рублей (на 81% больше, чем за аналогичный период прошлого года). Лидирует компания и по количеству проданных машин: в ее дилерских центрах в Москве и Санкт-Петербурге за полгода было продано 40 140 автомобилей — на 29% больше, чем за первое полугодие 2020 года. Портфель брендов «Рольфа» включает 20 автомобильных марок и один мотоциклетный бренд: Audi, BMW, BMW Motorrad, Chrysler, Ford, Genesis, Hyundai, Jaguar, Jeep, KIA, Land Rover, Lexus, Mazda, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Nissan, Porsche, Renault, SKODA, Toyota, Volkswagen. Дилерская сеть компании насчитывает 59 шоурумов в Москве и Санкт-Петербурге.
Контролирует «Рольф» через кипрскую Delance Ltd семья Петрова, сам бизнесмен занимает 127-е место в рейтинге самых богатых бизнесменов по версии Forbes с состоянием $950 млн.
Депутат-оппозиционер
Передать бизнес в траст Петров был вынужден из-за политики. В 2007 и 2011 годах он избирался депутатом Государственной думы V и VI созывов от партии «Справедливая Россия». Был членом комитета по бюджету и налогам. Предприниматель был одним из семи депутатов, кто проголосовал против запрета на усыновление детей иностранцами — так называемого закона Димы Яковлева, Петров был против «пакета Яровой» и не голосовал за присоединение Крыма.
В 2015 году бизнесмен решил уйти из политики, поскольку того, «зачем приходил — поднять политическую конкуренцию, гарантировать хотя бы независимый суд, обеспечить строительство институтов, — добиться не смог».
Позже его обвинили в «спонсировании» деятельности оппозиционера Алексея Навального (сам предприниматель и Навальный эту информацию опровергали). В 2019 году Петров уехал из России в Австрию, где получил гражданство.
Летом 2019 года в нескольких офисах компании в Москве и Санкт-Петербурге были проведены обыски в рамках уголовного дела по переводу средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов, сообщал Следственный комитет. По имени в сообщении был назван только один фигурант — Сергей Петров. Следствие называло его «фактическим владельцем» и руководителем Группы компаний «Рольф».
Подозреваемыми по делу также стали бывший гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая и бывший директор департамента анализа и развития бизнеса «Рольфа» Анатолий Кайро.
По версии следствия, в 2014 году фигуранты дела обеспечили изготовление заведомо подложного договора купли-продажи, по которому «Рольф» покупал у кипрской компании «Панабел Лимитед» акции компании «Рольф Эстейт» по многократно завышенной стоимости 4 млрд рублей. Фактическим владельцем и руководителем всех трех компаний был Сергей Петров, отмечалось в сообщении СКР. Далее подозреваемые через подконтрольный Петрову московский банк (его название следствие не уточняет) перечислили 4 млрд рублей со счета компании «Рольф» на счет «Панабел Лимитед» в австрийском банке. В последующем эти деньги через подконтрольные Петрову иностранные организации поступили в его обращение.
Петров связывал обыски со своим депутатским прошлым: «Они [СКР] заинтересовались событиями, которые происходили в 2014 году, хотя я в то время работал в Госдуме [а значит, имел депутатскую неприкосновенность]». По его версии, дело — попытка рейдерского захвата компании: «Предложения «продай [бизнес]» поступают каждый день. Последний раз — пару дней назад. Я не могу исключать, что кто-то пытается на этом заработать».
Все претензии СКР бизнесмен отрицал, как и возможность своего возвращения: «Возвращаться туда, где тебе собираются что-то пришить, я не планирую».
Через месяц после возбуждения уголовного дела Петров в интервью проекту «Русские норм!» заявил, что это «пустяковое дело будет явно развалено даже не в суде, а до него». Он подчеркнул, что не видит в преследовании «никакой перспективы». «Мы имеем дело с произволом. <…> Это все завтра рассыплется», — сказал он. По словам Петрова, у него есть «достаточно ресурсов», чтобы донести свою позицию даже до Владимира Путина.
Бизнесмен объявлен в международный розыск.
Все на продажу
Осенью 2019 года представители Delance сообщили о «продаже 100% бизнеса» «Рольф». Диапазон цены, по которой акционер готов продать дилера, и возможные сроки не раскрывались.
Но в январе 2021 года переговоры были прекращены в связи с началом пандемии. Покупкой интересовалось около 10 претендентов, рассказывала гендиректор автодилера Светлана Виноградова, причем большинство из них не из России. В феврале этого года Виноградова сообщила, что «Рольф» начал подготовку к возможному IPO.
13 декабря 2021 года стало известно, о том, что «Ключавто» купит 100% «Рольфа». Сумма сделки не раскрывается. Покупку «Ключавто» профинансирует из своих средств и с привлечением кредита от Альфа-Банка, говорится в совместном пресс-релизе сторон. В итоге появится объединенная компания, закрытие сделки запланировано на первый квартал 2022 года.
Ранее среди потенциальных покупателей «Рольфа» эксперты называли его ближайших конкурентов — Major, «ТрансТехСервис», «Авилон», «Автомир», «Бизнес Кар», «Фаворит Моторс», Inchcape, «Автоспеццентр» и «Автодом».
Однако, по их мнению, ни один из представленных конкурентов не был способен приобрести «Рольф», не прибегнув к механизму долгового финансирования. А это значит, что «Рольф» должен оказаться в поле зрения и кредиторов группы.
Крупнейшим кредитором компании уже длительное время остается Сбербанк и Альфа-Банк. Последний, кстати, уже присутствовал на российском рынке дилеров совместно с Goldman Sachs, проинвестировав в автодилера «Независимость» более $300 млн. Правда, дилер в конечном итоге обанкротился, а активы были проданы ближайшим по рынку конкурентам.
Сделка «Рольфа» с «Ключавто» станет» хорошим заделом для IPO, заявил Forbes Сергей Петров.
Оборот объединенной компании составит 500 млрд рублей, считает он. «Очень хорошая компания образуется. Будет объединенная компания с оборотом 0,5 трлн рублей, с EBITDA под 50 млрд (рублей). Очень хорошо для IPO», — заявил бизнесмен. На вопрос, будет ли Петров вкладывать деньги, полученные от сделки, в новый бизнес, бизнесмен ответил: «Это не моя проблема (деньги от сделки получит семейный траст. — Forbes), но, если бы меня спросили — [инвестировал бы] туда, где можно заниматься бизнесом, а не постоянной защитой от все более абсурдных обвинений».
Сколько стоил «Рольф»
В конце 2019 года Петров хотел выручить за «Рольф» около $700 млн, но помешал конфликт с государством: после этого предлагали суммы только с дисконтом — $200-300 млн, рассказал Forbes знакомый Петрова по авторынку. Исходя из нынешних финансовых показателей и долговой нагрузки, цена сделки могла составить $400-500 млн, отметил собеседник Forbes. Покупка «Рольфа» может стоить «Ключавто» десятки миллиардов рублей, предположил в разговоре с Forbes главный редактор отраслевого журнала «АвтоБизнесРевю» Евгений Еськов.
Сама по себе новость о сделке стала неожиданностью. «В любом случае это не поглощение более сильным игроком более слабого», — считает Еськов. По его мнению, союз даст обеим сторонам ряд преимуществ. «Рольф» всегда работал на высококонкурентном столичном рынке и не раз выступал передовиком технологий для авторетейла, но за пределы столичных рынков не выходил. «Ключавто», напротив, начинала как региональная компания, на Кубани, где есть свои особенности. И далее развивалась в новые регионы, в том числе вышла в Москву и Питер. Тем не менее региональные рынки, как правило, менее конкурентные и отличаются от столичных. В результате объединения, с одной стороны, «Рольф» сможет вести бизнес за пределами столичных рынков за счет ресурса сильной федеральной сети. С другой стороны, «Ключавто» получит доступ к технологиям, опыту крупного холдинга, который как рыба в воде в столицах», — рассуждает Еськов.
Как сделка повлияет на авторынок
Серьезного влияния сделки на рынок его игроки не ожидают. «Если такое объединение будет одобрено ФАС, то, значит, рисков для регулирования рынка практически нет, — говорит представитель одного из дилеров. — А вот импортерам теперь придется договариваться с мажоритарным игроком, и эти переговоры не будут легкими».
«Грандиозных изменений на авторынке от слияния не произойдет, клиентам в целом все равно, у кого приобретать автомобиль. Проблемы могут возникнуть с точки зрения управления, синхронизации внутренних процессов двух компаний, корпоративной культуры, — считает Сергей Целиков, генеральный директор аналитического агентства «Автостат». — «Рольф» всегда был ориентиром для рынка, они были открыты, делились цифрами, технологиями, много делали для обеления рынка. «Ключ» же, наоборот, был всегда закрыт, в тени. Эта компания лишь последние два года вдруг начала резко расти, скупать конкурентов. И, поскольку без административного ресурса сейчас очень тяжело вести бизнес, возможно за ними кто-то и стоит».