Сергей Пыхтин – один из немногих руководящих лиц столице Прибайкалья, кто продержался так долго после ухода прежнего мэра Иркутска Дмитрия Бердникова, ныне заместителя главы республики Саха Якутия, отвечающего за крупнейшую республиканскую стройку. Стоит упомянуть, что пару лет назад Пыхтину уже подыскивали замену, но новый градоначальник предпочел тогда не рубить всех подряд шашками наголо, а дать время проявить себя в новой ситуации.
Раскрыть, так сказать, потенциал вне груза старых финансово-хозяйственных установок.
Возможной непосредственной причиной сохранения за Пыхтиным «Водоканала» оказалось долгожданное вхождение Иркутской области с 2019 года в федеральный проект «Чистая вода» и целевую программу «Охрана озера Байкал». Нет, не подумайте, что входил в нее лично директор МУПа. Делало это региональное правительство, руководитель которого Руслан Болотов, после смены губернатора вскоре возглавил областной центр. Затем к задаче строительства кольцевых водоводов активно подключилась уже новая региональная власть.
На разработку к 2023 году проекта водозабора в Листвянке, канализаций и водопроводов для снабжения Иркутска и соседних сел Иркутского района выделили 941 миллион рублей. Потому было решено не менять «коня» на переправе.
16 декабря стало известно, что в 2022 году два миллиарда рублей из областного бюджета направят на реконструкцию правобережных очистных сооружений и более 200 миллионов заложили на проектирование КОСов левого берега. Отметим, что с марта 2016 года все крупные подрядные работы «Водоканала» проводит московская фирма ООО «Энергострой». За шесть неполных лет ей были освоены 6 миллиардов рублей, а на в 2021 году – еще 5 миллиардов.
Несмотря на щедрые вливания властей всех уровней, финансовые дела МУПа из года в год все печальнее. За 2019 год выручка просела на 88 млн руб., а прибыль предприятия обвалилась в три с половиной раза – на четверть миллиарда. Самый низкий показатель за десять лет. В 2020-м произошло дальнейшее падение выручки – еще на 138 миллионов рублей.
И это вызывает множество вопросов, ведь количество потребителей «Водоканала» неуклонно растет. Про областной центр даже не говорим. Помимо новых жилых комплексов и новых школ, к сетям подключаются элитные коттеджные поселки, расположенные на дорогостоящих землях Иркутского района. Но если, скажем, Аграрный университет или знаменитая «Космическая школа» являются бюджетными учреждениями, и их подключение прозрачно, как байкальская вода, то «серые схемы» частного сектора станут объектом нашего пристального внимания в ближайших материалах. А пока вернемся к главному герою сегодняшнего повествования – к Пыхтину. В 2021 году его накрыло тревожное эхо из прошлого: 19 мая Арбитражный суд Иркутской области привлек его к субсидиарной ответственности по долгам ОАО «Облжилкомхоз» – наряду с тремя его предшественниками на посту руководителя предприятия. А так как подтвержденный ущерб кредиторам составил 1 миллиард 304 миллиона 333 тысячи 166 рублей 41 копейка, для Пыхтина и его «подельников» это фактически означает пожизненное банкротство.
Поясним, что прежде чем возглавить «Водоканал» Иркутска (декабрь 2015 года), Сергей Владимирович руководил знаменитым предприятием «Облжилкомхоз». По итогам в 2015-го госпредприятие наработало 257 миллионов рублей убытков, а долги стремились к миллиарду. Далее было введено наблюдение, ознаменовавшее еще спустя полгода признание банкротом.
Об этой странной конторе исписано немало чернил региональными журналистами и гражданскими активистами. Не спорим, Пыхтина вряд ли стоит называть единственным «гробовщиком» госпредприятия, а скорее довел дела своих предшественников Николая Попова и Александра Трифонова до логического итога. Однако именно за полгода его непосредственного руководства «Облжилкомхозу» был нанесен смертельный удар. Во-первых, вместо территориальных подразделений и явно под частные лица создавались «ООО-шки») «Западный филиал», «Вихоревское управление», «Железнодорожное управление», «ОУКС», «Слюдянское»). На них была переведена практически вся хозяйственная деятельность «Облжилкомхоза». И это даже не наше мнение, а цитата из определения Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2021 года.
Во-вторых, до введения процедуры наблюдения с этими «Рогами и копытами» проводились мутные финансовые схемы. Просим следственные органы отдельно проверить информацию о возможном перечислении Сергеем Пыхтиным около 80 миллионов рублей в ООО «Западный филиал» (г. Тулун), созданное в июле 2015-го на руинах одноименного филиала собственно «Облжилкомхоза». Его директор Сергей Луневский тогда стал учредителем ООО. По поступившим в редакцию данным, возможно услуги «Западного филиала» «Облжилкомхозу» являлись фиктивными. Но в этом должны разбираться специалисты. Кстати, само ООО «Западный филиал» быстро улетело в процедуру банкротства.
20 июня 2019 года конкурсный управляющий ОАО «Облжилкомхоз» Татьяна Булдырева обратилась в суд. В заявлении она указала причины систематических убытков предприятия и банкротства. Среди них уже упомянутое создание, видимо не без подачи Сергея Пыхтина частных фирм, что ухудшило финансовое состояние «Облжилкомхоза», прекратившего свою деятельность.
Но не только это. Пыхтин и другие руководители обвинялись в том, что не передали конкурсному управляющему хозяйственные и бухгалтерские документы за период своего руководства. Отсутствие документации лишило возможности располагать информацией о совершенных сделках, истребовать имущество «Облжилкомхоза» у третьих лиц и собрать дебиторскую задолженность.
Ввиду отсутствия документации с предприятия была списана дебиторка 83,5 миллионов рублей и еще почти 390 миллионов не удалось документально подтвердить. Также из-за этого не получилось оспорить подозрительные сделки. Например, только по северному завозу с ООО «ВЛРП» на сумму 53 миллиона.
Эти факты подтвердились в ходе судебного разбирательства. Как и проведение сомнительных преимущественных расчетов на сумму 254 млн руб. В решении суда «взаимосвязанные сделки» упомянуты в контексте ООО, которые в 2015 году наплодились судя по всему не без Сергея Пыхтина. Видимо, спешно выводил деньги, чтобы те не достались кредиторам. Только кому они в итоге достались? Это еще предстоит выяснить правоохранительным органам, а окончательный ответ дать уже не арбитражному, а уголовному суду. На наш взгляд, речь идет о мошенничестве в особо крупном размере.
Показательно, что при рассмотрении дела представитель самого Пыхтина упорно возражал против удовлетворения ходатайства ООО «Востсибуглесбыт» и ООО «Иркутскэнергосбыт» о назначении судебной бухгалтерской экспертизы. Не удивительно, ведь Татьяна Булдырева выявила искажения и недостоверность бухучета, отсутствие инвентаризации и сверок с дебиторами.
3 ноября 2021 года Четвертый арбитражный апелляционный суд Читы оставил без изменения определения Арбитражного суда Иркутской области в отношении Сергея Пыхтина с сотоварищей. У правоохранительных органов, наверное, уже имеются данные, о том, что почти все активы нашего героя официально принадлежат его родственникам и близким друзьям. Хотя его предшественнику по руководству Иркутским водоканалом это не помогло. Посмотрим чем закончится явно затянувшаяся эпопея с Пыхтиным