Стране явно предстоит «революционный октябрь» – под видом подготовки к президентской кампании левые, судя по всему, затевают тактическое объединение с «патриотами», чтобы, воспользовавшись непростой ситуацией в стране, взбудоражить народ.
В октябре Левый фронт Удальцова, как указала «Независимая газета», «вместе с союзниками» запускает «предварительное голосование за народного кандидата в президенты». К участию приглашаются как левые, так и национал-патриотические силы. «Есть надежда, – пишет «Независимая газета», – повторить прошлый успех, когда победителя праймериз Павла Грудинина КПРФ в итоге и выдвинула на выборы в 2018 году». Хотя копнуть стоит глубже – в «болотные» времена, когда Удальцов активно взаимодействовал как с либералами, причем с самой «отбитой» их частью, так и с национал-демократами, завсегдатаями «русских маршей». То есть с наиболее несистемными политиками и общественниками, можно сказать, с радикальной их частью. Тогда их «левому маршу» сделали укорот, и Удальцов с революционной трибуны переместился на тюремные нары. Но, как видно, революционного задора это не убавило, а выводы были сделаны отнюдь не в ленинском духе – мол, «мы пойдем другим путем».
Интрига момента – удастся ли Удальцову склонить к авантюре руководство КПРФ. Раньше это ему почти удавалось. Тут важно понимать вот что: хотя сам Удальцов – несистемный политик, его супруга Анастасия – член фракции КПРФ в Госдуме. И у нее, как шушукаются в парламентских кулуарах, некие особые отношения с Геннадием Зюгановым. Видимо, не в последнюю очередь по этой причине в Компартии согласились на то, «чтобы предварительно подискутировать о возможных действиях», пишет «Независимая газета». А удастся подключить коммунистов, хотя бы к дискуссии, подтянутся все несистемные леваки и патриотическая общественность с противоположного фланга. Недаром Удальцов постоянно апеллирует к сторонникам Игоря Гиркина-Стрелкова. Таким образом, Удальцов сможет собрать вокруг себя практически тот же состав участников, что изрядно раскачал страну в 2011–2012 годах.
«Впереди президентские выборы», – пишет Удальцов в своем интернет-блоге, отмечая, что пройдут они, по его мнению, в спорном формате. И это-де может взбудоражить народ, чем и можно воспользоваться. В общем, цели определены, за работу, товарищи. А кто не услышал – пеняйте на себя.
Если Удальцов ведет речь о создании некоей общественно-политической коалиции, то таковая изначально обречена. У нас десятилетиями либералы не в состоянии найти общий язык с либералами, левые – с левыми, а правые – с правыми
Важно понимать вот что. Если Удальцов ведет речь о создании некоей общественно-политической коалиции, то таковая изначально обречена. У нас десятилетиями либералы не в состоянии найти общий язык с либералами, левые – с левыми, а правые – с правыми. Недавний пример – попытка Игоря Гиркина собрать в кулак «рассерженных патриотов», закончившаяся решительным «самоотводом» с хлопаньем дверью Павла Губарева, которого до того выбрали председателем. Стало быть, речь едва ли можно вести о партийном строительстве в канун президентских выборов. Скорее здесь что-то другое. То, в чем Удальцов поднаторел.
А именно в организации несистемного протеста. Тут ему равных – поискать, раз он сумел вывести в одной колонне Лимонова с Крыловым и Демушкиным – с Навальным (признан в РФ экстремистом и террористом) в придачу. Интрига – а станет ли Удальцов, сплотив вокруг себя ряды союзников, дожидаться начала президентской кампании? Вот то-то и оно.
Константин Калачев, политолог
– Пока идея единого фронта не выглядит перспективной. Может возникнуть небольшое оживление левопатриотического электората. Но вряд ли результат будет таким же, как и шесть лет назад: молния не бьет дважды в одно дерево. Тогда совпал ряд факторов: популярность и амбиции Грудинина, нежелание Зюганова выдвигаться, яркий конкурентный сценарий, задуманный как раз администрацией президента. Тем не менее я считаю, что противодействие кампании от Удальцова оказывать никто не станет. Хотя бы потому, что это может подстегнуть интерес к выборам.