Сергей Собянин и Марат Хуснуллин кинут москвичей с реновацией

Источник
Громкая программа московской реновации закончилась на попиле 400 миллиардов рублей из неизрасходованных остатков на счетах столичного правительства. Денег на остальные 15 лет реновации взять негде.
Московский градоначальник открыто заявил, что собирается снова на очередной срок. При этом он забыл упомянуть, что распиаренная в прошлом году программа реновации, явно будет отложена. Зачем расстраивать дорогих москвичей?

На прошлой неделе в парке Горького на праздновании дня рождения проекта «Активный гражданин» Сергей Собянин сообщил о намерении участвовать в выборах мэра. Он объяснил решение баллотироваться на новый срок тем, что «чувствует огромную ответственность за непостроенные станции, линии метро, дороги и развязки», а также за то, «чтобы наши школы были самыми лучшими в мире, здравоохранение было лучшим в стране и одним из лучших в мире».

Восьми лет лучшему (как захлебывается московская официальная печать) мэру мегаполиса, безусловно, мало. Нужно еще лет десять, чтобы навести порядок в Москве. Сами выборы будут назначены между 1 и 10 июня, и ни у кого нет и тени сомнения в их исходе. Но примечательно, что в своих заявлениях господин Собянин аккуратно обошел тему масштабной реновации, о которой год назад шумела вся российская столица. Тогда активно ломались копья, маршировали митинги за и против нее, бурлили социальные сети. Сейчас на дворе полная тишина. Почему так?

А потому, что тему реновации московские чиновники в лице Сергея Собянина и Марата Хуснуллина будут плавно спускать на тормозах, пока через пару лет обыватели и общество в целом забудут о ней. Что из себя представляла реновация? Царство халявы для отдельных категорий населения Москвы за счет государственного бюджета. Который и планировали попилить Хуснуллин и его татарстанская "бригада".

Напомним, до 2032 года за 15 лет Московский фонд реновации жилой застройки — муниципальный девелопер — должен снести 5100 устаревших домов, преимущественно "хрущевок", и построить до 33 миллионов квадратных метров жилья. Из них 18 миллионов квадратных метров пойдут на переселение примерно 1,6 миллиона человек, а остальные 15 миллионов квадратных метров выйдут на рынок, чтобы окупить затраты. Исходя из стоимости программы в 3 триллиона рублей (порядка 50 миллиардов долларов), стоимость одного такого "продажного" метра была оценена в 140 тысяч рублей. Это немало, но и эта оценка далека от реальности. Ведь в стоимость "продажных метров" придется заносить еще и снос старых "хрущевок"!

Поэтому уже на стадии этой финансовой модели было видно, что иначе как упоротой наркоманией назвать "самую масштабную программу реновации в мире", как ее оценил вице-мэр Марат Хуснуллин, невозможно. Ну, или просто признать, что такая программа в принципе в сложившихся условиях нереализуема. Каковы же внешние факторы? Попробуем перечислить.

Во-первых, не понятно, откуда взять эти 3 триллиона рублей (на самом деле потребуется больше, но давайте так считать)? Даже если эту сумму разложить на 15 лет, то каждый год надо откуда-то брать не менее 200 миллиардов рублей. С учетом того, что расчеты — предварительные, ее можно спокойно увеличивать в полтора или даже два раза. Привлекать деньги дольщиков бесполезно, да и срок действия законодательства о долевом строительстве уже подходит к концу. Привлекать банковские кредиты под залог московских метров можно, но маловероятно. Даже Сбербанк или ВТБ не пойдут на такие инвестиции сроком в 10-15 лет! Теоретически Москва могла бы выпустить облигации или занять денег как субъект, но вот с этим возникла заминка.

На практике в 2017 году на реновацию были выделены из московского бюджета около 400 миллиардов рублей из резервов муниципального правительства. Эти средства совпадают практически до копейки с остатками на счетах правительства Москвы (на конец 2016 года они составили 375 миллиардов рублей). Это хорошо, но откуда брать еще средства? Секрет прост — брать неоткуда: собянинцы ловко пустили в оборот денежный навес, накопленный на муниципальных счетах, а дальше не расти трава.

Ладно, допустим мы ошибаемся и в дальнейшем Хуснуллин и Собянин будут привлекать кредитные средства от банков, правительства РФ и так далее (во что верится очень слабо). Возникает логичное, во-вторых: а за счет кого будет оплачиваться праздник халявы для дорогих москвичей?

В самом деле получается такая картина: 1,6 миллиона жителей Москвы, попавших в программу реновации, получат возможность изменить свои жилищные условия абсолютно бесплатно. Но бесплатный сыр не бывает даже в мышеловке (кто живет в России, тот знает, что туда кладут продукт из пальмового масла). Кто оплатит 15 миллионов "продажных" квадратных метров и 18 миллионов квадратных метров для переселяющихся из хрущеб москвичей?

По мысли собянинцев — это сделают некие "многочисленные покупатели" на первичном рынке. Только вот откуда их взять? Москва уже затоварена новостройками, которые распродаются достаточно слабо. Причина заключается в падении покупательской способности населения (что частично "лечится" все более доступной ипотекой), и в огромном предложении на рынке. Напомним, в 2010-2014 годах в Москве и Московской области начался настоящий строительный бум, результаты которого стали ощутимы в последние годы.

В Москве вводилось в строй при Юрии Лужкове до 4,5-5 миллионов квадратных метров жилья, в в последние годы (2016-2017) в российской столице были введены в строй около 7 миллионов квадратных метров жилья. И более половины новостроек так и не были распроданы! Ранее с таким явлением девелоперы и чиновники никогда не сталкивались: московские метры всегда довольно шустро раскупались. В итоге в 2017 году совокупный объем предложения на первичном рынке московской недвижимости составил 7,5 миллионов. По сравнению с 2014 годом он вырос почти в полтора раза! Чтобы не держать пустующие квартиры на балансе, застройщики готовы продавать их оптом со скидкой 30-40% от заявленной цены.

Но Москва не в сферическом вакууме живет. Рядом находится огромный подмосковный рынок недвижимости, где в 2015-2017 годах в строй было введено до 26 миллионов квадратных метров жилья! В итоге небольшой слой покупателей недвижимости в московском регионе просто не намазывается на гигантский бутерброд предложения. Поэтому официальные заявленные цены на московский метр в 160-170 тысяч рублей не соответствуют действительности — застройщики рады продать их и за 120-130 тысяч рублей.

Возникает вопрос: кому тогда собянинцы планировали продавать 15 миллионов квадратных метров жилья в Москве по цене в 140 тысяч рублей, если российская столица и соседняя Московская область затоварены новостройками, которые уже как несколько лет не распродаются даже по более низким ценам?

Кризис на московском рынке жилой недвижимости давно перерос, с точки зрения девелоперов, в настоящий коллапс. У практически всех компаний падает рентабельность, ряд крупных застройщиков — ГК "ПИК, Urban Group, MR Group, ЛСР Групп — испытывает серьезные (часто еще невидимые) финансовые проблемы и имеет высокую задолженность. Собянинская реновация станет для них могильной плитой и они прекрасно это понимают. Нужно ли это им и крышующим их федеральным и московским чиновникам?

В-третьих, ежегодный "выброс" на рынок первичного жилья в Москве еще 1-1,5 миллионов квадратных метров "на продажу" совсем обрушит девелопмент в российской столице. Девелоперы и без него опасаются чрезмерного перегрева, поэтому темпы ввода жилья в строй стали плавно сокращаться. Так, в 2017 году введено в эксплуатацию в Москве было около 3,34 миллиона квадратных метров, что на 14% меньше показателей 2016 года. В январе-феврале 2018 года в эксплуатацию введены всего 70 тысяч квадратных метров, что в три раза ниже показателей аналогичного отрезка 2017 года.

Проще говоря, финансировать собянинскую реновацию и праздник халявы для дорогих москвичей некому и не на что. Нет такого количества покупателей московского жилья, которые заплатили бы по 2,4 тысячи долларов за квадратный метр в рамках "самой крупной программы реновации в мире" (реально платить им пришлось бы еще больше). Неоткуда их брать. И в московском правительстве это прекрасно понимают.

Поэтому выделенные в прошлом году 400 миллиардов рублей из неизрасходованных резервов городской казны неизбежно попилят, куда-нибудь пристроят, что-то введут в строй, что-то достроят, а после выборов Сергея Собянина на новый срок никто уже и не вспомнит о распиаренной "реновации".

Конечно, это небольшое мошенничество, но кроме бюджета Москвы никто не пострадает, а дорогим жителям Москвы надо приучиться к простой мысли о том, что никто оплачивать изменение их жилищных условий не будет. Халява закончилась.
Персоны Компании
Семейный исход: почему Борис Минц покинул список Forbes и Россию
Борис Минц строил свой бизнес в тесной близости к «ФК Открытие». Пойдя на дно, банк потянул за собой пенсионный и девелоперский бизнес бывшего совладельца.
Крах «Центральной страховой компании» оставил без гарантий туристов и полицейских
В компании были застрахованы 148 туроператоров и почти 800 000 сотрудников МВД.
«Яндекс.Маркету» предложено отказаться от бренда «Беру» и аннулировать домен
Под таким названием «Яндекс.Маркет» со Сбербанком тестируют интернет-магазин.
Девелоперы из MR Group перекрывают Центру Хруничева железную дорогу для вывоза ракет
Строительство третьей очереди жилого комплекса «Фили Град» может заблокировать космическому предприятию логистику готовой продукции. Впрочем, переживающему финансовую и технологическую катастрофу предприятию уже давно все равно.
Эдуард Худайнатов: «продажу Пайяхи обсуждаем с Катаром»
Экс-президент «Роснефти», владелец «Нефтегазхолдинга» Эдуард Худайнатов в интервью РБК рассказал о совместных проектах с китайцами, продаже доли в ННК, о том, почему он боится «Роснефть», и об игре с Сечиным в теннис.
Владелец O1 Group Борис Минц вместе с семьей уехал в Лондон
Его O1 Properties скорее всего достанется компании, которую связывают с ГК «Регион» и «Роснефтью».
Urban Group доживает последние дни
Девелопер-профессор Александр Долгин не выдержал сурового испытания кризисом на московском рынке недвижимости.
Сбербанк ходит по украинским граблям
Российский госбанк пытается продать свой бизнес на Украине. Им интересуются местные олигархи и британцы.
Андрей Костин снова стал вынужденным другом Олега Дерипаски
ВТБ достались акции группы En+ Group по залогу китайской CEFC.
Инноватор Греф хочет заменить болтливых аналитиков грамотно запрограммированными роботами
После доклада Александра Фэка о Газпроме, Тимченко забыл слово «Стройтранснефтегаз» а Греф занялся цензурой РБК
Владимир Верхошинский: через 5 лет мы не узнаем банковскую систему
Член правления банка ВТБ Владимир Верхошинский в интервью «Фонтанке» в кулуарах ПМЭФ-2018 спрогнозировал дальнейшее удешевление кредитов и снижение доли пластиковых карточек в России через 5 лет.
Бывшему заместителю Сергея Собянина дали 8 лет
Защита недовольна приговором Павлу Митрофанову. Сам обвиняемый пока находится вне зоны досягаемости российского правосудия в Латвии.
Бывший аналитик Sberbank CIB Александр Фэк ответил Герману Грефу
По словам Александра Фэка, отчет о том, как подрядчики "Газпрома" наживаются на корпорации, был результатом кропотливой работы. А сам Герман Греф вряд ли читал его, ибо доклад еще не переведен на русский язык.
Двойная жизнь Сбербанка
Как совместить глобальные амбиции со статусом российского госбанка.
Urban Group оказалась финансовой пирамидой
Росреестр заблокировал регистрацию компанией новых договоров долевого участия. С учетом срыва сроков строительства жилья компанией Александр Долгина, это превращало крупнейшего застройщика в Московской области в финансовую пирамиду. Пока в группе риска более 15 тысяч дольщиков.
Главный аналитик Sberbank CIB Александр Кудрин уволился из-за "Газпрома"
Руководство банка отказалось защитить своих специалистов. Герман Греф назвал их доклад о неэффективности "Газпрома" "грубым нарушением этических норм". Ранее банк уже извинялся перед "Роснефтью" за непонравившейся ей отчет  Rosneft: We Need to Talk About Igor в октябре 2017 года.
Беглому вице-губернатору Тюменской области выписали 8 лет тюрьмы
В Екатеринбурге вынесен заочный приговор бывшему замглавы Тюменской области Павлу Митрофанову, который уехал жить в Латвию. Пока же суд наложил арест на его имущество в России.
Андрей Костин снова почувствовал влечение к банку "Возрождение"
У ВТБ «возобновился интерес» к покупке банка «Возрождение», заявил глава госбанка Андрей Костин. Основным претендентом на покупку считается фонд Bonum Capital, связанный с сенатором Сулейманом Керимовым.