Подделка подписей, непроведенные экспертизы, отказ свидетелей от показаний и прочие многочисленные нарушения не помешали довести до суда дело по обвинению в мошенничестве фигуранта «списка Титова», бывшего банкира Сергея Осипова. Адвокаты считают, что ростовские силовики покровительствуют настоящим виновникам преступления, оговорившим Осипова, и просят генпрокурора Чайку и ФСБ проверить региональные правоохранительные органы на коррупцию.
Успешный управленец и сомнительные кредиты
В феврале 2015 года ростовский «АКБ «Капиталбанк», акционерами которого являются граждане Литвы, пригласил на должность председателя правления доцента Финансовой академии при президенте РФ Сергея Осипова. Целью было развитие кредитного учреждения. За полгода работы Осипова банк увеличил свой капитал с 220 млн до 1,4 млрд рублей, переместился с 14 на 3 место в рейтинге банков региона. Был открыт филиал в Москве и шесть офисов в разных регионах России, кредитный портфель вырос в 2,5 раза.
В июле 2015 года председателем совета директоров банка стал Юрий Нилов, в августе Осипов заметил, что директор головного офиса банка в Ростове-на-дону Михаил Шевченко и часть акционеров начали вмешиваться в управление кредитным учреждением. В сентябре 2015 года ЦБ РФ обнаружил, что кредит, выданный одному из акционеров «Капиталбанка» Эдуарду Кузнецову, ничем не обеспечен. Регулятор выдал банку предписание и ввел запрет на дальнейшее увеличение объема вкладов.
Решение о выдаче кредита было принято в обход Осипова, и он решил уйти с поста председателя правления банка. В декабре 2015 года его сменила челябинский банкир Елена Сачко.
С сентября 2015 по февраль 2016 года «Капиталбанк» выдал кредиты юридическим и физическим лицам на общую сумму свыше 1,5 млрд рублей. Часть этих кредитов негативно оценил ЦБ, выдав банку ряд предписаний, которые тот исполнить не смог — не хватило резервов. Сачко обратилась в арбитражный суд с заявлением о банкротстве банка, а ЦБ РФ 15 февраля 2016 года лишил «Капиталбанк» банковской лицензии. Из 3,6 млрд рублей, которые были у банка, Агентству по страхованию вкладов удалось найти только 1 млрд. Также было установлено, что перед отзывом лицензии из-под залога была выведена недвижимость и ценные бумаги на сотни миллионов рублей.
Спустя полгода Ростовским УВД возбуждено уголовное дело по факту хищений в «Капиталбанке» в отношении неустановленных лиц. Осипов проходил по делу в качестве свидетеля. до ноября 2016 года, когда в ходе одного из допросов его статус был изменен на обвиняемого. Бывшего предправления «Капиталбанка» сразу же задержали, а затем отправили под арест.
Сейчас дело уже слушается в Ленинском суде Ростова-на-Дону. Хотя то, как оно могло при колоссальном числе нарушений дойти до суда, непонятно. Обо всех этих нарушениях защита Осипова сообщила в заявлении на имя генпрокурора России Юрия Чайки. Кроме того, жалоба на действия правоохранителей направлена главе Управления ФСБ по Ростовской области Олегу Южакову. Документы имеются в распоряжении редакции PASMI.
Доказанные фальшивки и явные нестыковки
Адвокаты обратили внимание на то, что Осипов обвиняется в хищении группой лиц по предварительному сговору с двумя предпринимателями — Андреем Лыщиком и Александром Губиным. Якобы эти бизнесмены получили кредит по фиктивным документам, а деньги поделили с Осиповым. При этом в деле нет ни одного доказательства не только дележа денег, но и даже факта знакомства обвиняемых между собой, а сами фигуранты это знакомство отрицают.
Кроме того, из пяти вмененных Осипову кредитов два — на общую сумму 270 млн рублей — были выданы после его увольнения. Решения по этим кредитам принимала сменившая его на посту председателя правления «Капиталбанка» Елена Сачко, которая проходит по этому делу свидетелем. Указанная сумма входит в ущерб по делу, хотя Сачко в суде пояснила, что она лично, без участия Осипова проверяла и выдавала эти кредиты.
Еще два кредита были выданы в Ростове, когда Осипов находился в Москве на стационарном лечении. Осипов заявил, что его подпись на документах подделана, и это подтвердила почерковедческая экспертиза, назначенная нотариусом. Старший следователь СЧ ГСУ ГУ МВД России по Ростовской области майор юстиции Сергей Абакумов приобщить данные экспертов к делу отказался. Позднее документ был приобщен к делу судом, но судья не стал давать ему правовую оценку и отказал в ходатайстве о назначении судебной почерковедческой экспертизы.
Кстати, это не единственная подделанная подпись в деле Осипова: экспертиза подтвердила, что сфальсифицирован автограф защитника под уведомлением о подписании протокола ознакомления с материалами уголовного дела. В результате действий следователя Виктора Сенькина, который сменил уволившегося из органов МВД Абакумова, адвокат по соглашению был заменен на адвоката по назначению, чтобы побыстрее «протащить» уголовное дело через прокуратуру в суд.
Ненадежные свидетели и ненужные миллиарды
По делу Осипова не было ни одной бухгалтерской, экономической, финансово-кредитной экспертизы. Адвокаты ходатайствовали об их проведении, но получили отказ. Также было отказано в проверке Осипова на детекторе лжи, в его дополнительных допросах и очных ставках с участниками дела. Не исследован сервер «Капиталбанка», на котором находится вся рабочая переписка, сделки и действия работников банка по проверке и выдаче кредитов.
Все обвинение построено на показаниях свидетелей — сотрудников «Капиталбанка», которые на стадии следствия заявили, что Осипов давал незаконные указания выдать кредиты ряду заемщиков по ненадлежащим документам. При этом в суде эти же свидетели свои показания не подтвердили, заявив, что председатель правления давления на них не оказывал, указаний выдать кредит конкретным заемщикам сотрудникам банка не давал. Тем не менее, прокурор зачитал показания свидетелей, которые были отобраны следователем (кстати идентичные друг другу вплоть до запятых и орфографических ошибок), а судья Владимир Абрамов — бывший работник Ростовской прокуратуры — заявил, что эти показания могут быть доказательством по делу, даже если позже лицо отказалось от них.
Следует отметить, что всех этих свидетелей никто не проверял на причастность к хищениям из «Капиталбанка», хотя они имели самое непосредственное отношение к выдаче кредитов. Среди них, кроме вышеупомянутой Елены Сачко — глава головного офиса банка в Ростове-на-Дону Михаил Шевченко, которому подчинялся кредитный департамент, операционное управление и служба безопасности, глава кредитного департамента Роман Анисимов, а также начальник отдела кредитного анализа департамента Михаил Добрановский, который принимал заявки от заемщиков, анализировал их документы и выдавал заключения о выдаче банком кредитов.
Кстати, по данным защиты Осипова, при даче показаний следствию Добрановским присутствовал его отец Александр Добрановский — ныне адвокат, а до 2015 года — начальник следственного управления УВД Ростова-на-Дону. А при обыске дома у Добрановского-младшего обнаружились документы, которые должны были храниться в кредитном досье в сейфе банка. Причем эти бумаги касались именно кредитов, которые вменяют Осипову.
Следствие также не заинтересовалось показаниями владельцев и членов совета директоров «Капиталбанка», которые могли пролить свет на то, куда собственно исчезли из кредитного учреждения 2,6 млрд рублей. В частности, были проигнорированы указания прокуратуры о допросе председателя Совета директоров банка Юрия Нилова, а также основных владельцев кредитного учреждения граждан Евросоюза Дариуса Каваляускаса и Арунаса Микнюса.
Никак не фигурирует в деле один из бывших бенефициаров «Капиталбанка» Витас Бекшта. Владелец крупного строительного холдинга ранее не вернул банку кредит в 20 млн, а теперь эти деньги вменяют Осипову. Также без внимания следователей остался начальник службы безопасности «Капиталбанка» Александр Черноусов — бывший высокопоставленный сотрудник Ростовского главка МВД.
Адвокаты Сергея Осипова считают, что все вышеуказанные нарушения говорят об очевидном покровительстве со стороны силовиков лицам, причастным к уголовному преступлению и оговорившим их подзащитного, чтобы избежать ответственности. Они просят генпрокурора и ФСБ проверить данные факты на наличие коррупционной составляющей и «кумовства» при исполнении служебных обязанностей правоохранителями Ростовской области.
Вопреки Путину, Чайке и Титову
Дело Сергея Осипова находится под контролем уполномоченного по правам предпринимателей в РФ Бориса Титова. В 2018 году бизнес-омбудсмен включил бывшего председателя правления «Капиталбанка» в список незаконно преследуемых российских предпринимателей, который передал президенту РФ Владимиру Путину
.
В том же году Титов посетил Осипова в ростовском СИЗО. После встречи с арестованным бизнес-омбудсмен отметил, что его содержание в СИЗО неправомерно, а законность уголовного преследования вызывает большие сомнения.
В марте 2019 Борис Титов направил Генпрокурору Юрию Чайке письмо с просьбой проверить законность длительного содержания бизнесменов в СИЗО. В списке предпринимателей также был бывший председатель правления «Капиталбанка».
Ранее президент России Владимир Путин
призвал прокуроров пресекать факты безосновательного продления арестов предпринимателей: «Ваша прямая обязанность — вести мониторинг ситуации, связанной с уголовным преследованием представителей бизнеса, и при необходимости оперативно использовать меры прокурорского реагирования. В том числе не допускать безосновательного продления пребывания под стражей или действий, которые ведут к разрушению компаний, к тому, что люди теряют рабочие места».
Генпрокурор РФ Юрий Чайка в ответ пообещал разобраться со всеми случаями длительного содержания под стражей бизнесменов по экономическим делам: «Мы совместно с Верховным судом разберемся со всеми случаями длительного содержания под стражей бизнесменов, обоснованностью их привлечения к уголовной ответственности по прекращенным делам экономической направленности».
Между тем, в минувшую пятницу суд продлил срок ареста Сергея Осипова еще на три месяца. Он находится в СИЗО уже 2,5 года.