Сергей Мавроди активно предлагает гражданам «спасти их от кризиса» — «глобальную кассу взаимопомощи», говорится в sms-рассылке, полученной одним из сотрудников «Ведомостей». На сайте, указанном в рассылке, Мавроди гарантирует доход 30% в месяц. При размещении средств на три месяца доходность увеличивается до 50% в месяц, на год — до 100%. Минимальной суммы вклада нет, тогда как максимальная ограничена $10 000. «МММ создана для помощи обычным людям с небольшими вкладами, а не для наживы богатых», — говорится на сайте.
При регистрации пользователь вносит рубли, на которые покупает «мавро». Перевести деньги можно с банковской карты любого банка. При этом, если верить информации на сайте, у «кассы взаимопомощи» нет единого центра, а деньги переводятся непосредственно со счета вкладчика на счет получателя. Получить деньги из «кассы» может лишь тот, кто также сделал взнос. Рубли клиент может получить на указанный банковский счет, продав купленные ранее «мавро». Это и считается получением денег из «кассы».
В обучающем ролике клиентам рекомендуют использовать для взносов и получения рублей систему «Сбербанк-онлайн».
Вкладчиками созданной Мавроди первой пирамиды МММ в 1994 г. стали около 15 млн человек. В 1997 г. АООТ «МММ» признали банкротом, точных данных о нанесенном ущербе нет. С 1997 по 2003 г. Мавроди был в розыске, а 31 января 2003 г. он был арестован, ему было предъявлено обвинение в мошенничестве, уклонении от налогов, а также в организации подделки документов; суд приговорил его к 4,5 года лишения свободы. После выхода на свободу в мае 2007 г. Мавроди организовал еще несколько финансовых пирамид. Описывая новую МММ-2015, Мавроди уверяет, что она кардинально отличается от версий 1994 и 2011 гг. Он также признает, что его новый проект — это очередная финансовая пирамида, однако подчеркивает, что действия вкладчиков законны.
Схема, которую сейчас предлагает Мавроди, уже использовалась ранее, в ней нет ничего принципиально нового, рассказывает управляющий Федеральным фондом защиты вкладчиков и акционеров Марат Сафиуллин. Да и электронные деньги бесконтрольно перетекать не могут, объясняет он: должно быть правовое основание для таких сделок, связанных с куплей-продажей товаров и услуг.
Людьми, которые вступают в финансовые пирамиды, часто руководит банальное чувство жадности — они считают, что успеют заработать и рано из них выйти, т. е. остаться безнаказанными, объясняет председатель Финпотребсоюза Игорь Костиков. «Мы будем продолжать рекламные кампании, поскольку очень хороший эффект дала рассылка», — заявил Мавроди в своем видеоблоге.
Защитить граждан от последствий деятельности финансовых пирамид можно только с помощью системных мер: это пресечение их деятельности до того, как нанесен ущерб, и повышение уровня финансовой грамотности населения, говорит Сафиуллин. Проблему пирамид не решит и финансовая грамотность, возражает Костиков: во-первых, на рынок постоянно выходит новое финансовое поколение, во-вторых, финансовые институты способны придумать новый сложный продукт, который может ввести в заблуждение потребителя. Были случаи, вспоминает Костиков, когда финансовые пирамиды маскировались под форекс-брокеров.
До сих пор в законодательстве нет определения финансовой пирамиды, поэтому по факту расследование начинается только после того, как нанесен реальный ущерб и пострадавший обратился в правоохранительные органы, сетует Сафиуллин.
Прошлой осенью в Госдуму был внесен законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за создание финансовых пирамид. Однако он был отправлен в Минфин на доработку и несколько недель назад вновь внесен в правительство для обсуждения. Законопроект готовился в течение двух лет, трудности были в определении термина «финансовая пирамида», объясняет замминистра финансов Алексей Моисеев. Если определение финансовой пирамиды будет слишком широким, продолжает Костиков, оно может затронуть, например, кредитные кооперативы. В США действует прецедентное право, что позволяет эффективнее бороться с финансовыми пирамидами. К сожалению, нестабильная финансовая ситуация в стране может способствовать тому, что финансовые пирамиды будут активно появляться на финансовом рынке, заключает Сафиуллин.
ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК
В январе 2011 г. Мавроди запустил МММ-2011 («Мы Можем Многое — 2011»), который он сам, не скрывая, назвал «финансовой пирамидой». Бороться с новой МММ пытались все — начиная от депутатов Госдумы и прежнего руководителя Роспотребнадзора Геннадия Онищенко и заканчивая Антимонопольной службой с ФСФР (прежним регулятором финрынков). Последние обещали направить материалы в МВД и сетовали на дыры в законе. За МММ-2011 последовали 2012, 2013 и 2014.