Экологи причиной исчезновения главного курортного ресурса называют бесконтрольную добычу песка, власти не хотят верить этим выводам экспертов. Самым удобным для добычи местом является неглубокий узкий залив вблизи Евпатории – озеро Донузлав, где в советские годы базировался военный флот.
В украинские годы военные стали участвовать и в добыче песка, контролировать их никто не мог. Экологи оказались бессильны против «фуражек», крымская власть сначала предпочитала их не замечать, а потом захотела свою долю и тихо присоединилась к ним. Песок в окрестностях Евпатории стали добывать фирмы, связанные с тогдашним губернатором Севастополя Леонидом Жунько и бессменным депутатом Верховного совета Крыма отставным полковником Петром Запорожцем.
Никто ничего добывать не будет
Журналисты возмущались, общественность кипела. В 2014 году глава Крыма Сергей Аксенов еще был категоричен: «Пока не будет заключений специалистов-экологов, никто ничего добывать не будет!».
В 2016 году сити-менеджер Евпатории Андрей Филонов (находящийся сейчас под арестом) уверенно утверждал, что размыв пляжей не связан с добычей песка.
К 2017 году смягчился и тон Аксенова: он поручил провести общественные слушания и экспертизу воздействия добычи песка на процесс сокращения евпаторийских пляжей.
Стало ясно, что глава правительства здесь мало что решает. Его обещания и распоряжения нисколько не мешали добывающим компаниям продолжать работу.
Судя по реестру выданных лицензий на пользование недрами, опубликованному на сайте Минприроды Крыма, песок на Донузлаве имеет право добывать невнятное ООО «Симстройтранс» – в центральной части и на юго-восточном берегу Донузлава. Два разрешения – на северный и южный участки имело алуштинское ООО «Яхтстройсервис». О последнем известно, что оно связано с остатками «донецких» - командой земляков экс-президента Украины Виктора Януковича, которая прибыла «руководить» Крымом в 2010 году. Действие его лицензии было приостановлено в сентябре прошлого года в связи с нарушениями.
Пустеющая воронка
Но главным добытчиком песка на Донузлаве является Евпаторийский морской порт (ЕМП). Эта организация входит в структуру ГУП «Крымские морские порты» – предприятие с юридическим адресом в Керчи. Эта организация входит подразделением в структуру ГУП «Крымские морские порты» – предприятие с юридическим адресом в Керчи.
Украинский политолог Руслан Бортник назвал предполагаемые сроки снятия экономической блокады с Крыма и Донбасса. По его словам, это может произойти после выборов в Верховную Раду.
Евпаторийский порт добывает песок на обеих сторонах озера: участки Северо-Западный и Юго-Восточный Донузлавского месторождения, сказано в разрешительном документе.
На место вынутого песка пустеющая «воронка» Донузлава по-прежнему всасывает песок окрестных пляжей, которыми когда-то славилась Всесоюзная детская здравница. Но на фоне неторопливых разбирательств Минэкология Крыма (при бессменном министре Геннадии Нараеве) продлила Евпаторийскому порту лицензию на добычу песка на обоих берегах озера до 2036 года.
На официальном сайте порта до сих пор содержится такая информация: «Грузовой район обрабатывает грузовые суда, следующие в каботаже из портов Украины для погрузки строительного карбонатного песка, добываемого на карьере в акватории оз. Донузлав рефулерными судами. Кроме того, грузовой район осуществляет выгрузку рефулерных судов, добывающих строительный песок в акватории озера Донузлав, и осуществляет отгрузку песка на автомобильный транспорт».
Между тем, в ноябре 2017 года в Крыму был назначен новый (седьмой по счету с 2014 года) министр транспорта – Сергей Карпов. Прибыл он из Санкт-Петербурга, где занимал должность начальника Санкт-Петербургского территориального управления Государственной компании «Российские автомобильные дороги», отвечающего за подготовку территории, и строительство 6, 7 и 8 этапов скоростной автомобильной дороги «Москва – Санкт-Петербург».
И именно в его подчинении оказалось ГУП «Крымские морские порты», включающее и Евпаторийский. Похоже, Карпов прислан сюда, в частности, для строительства дорог и ему нужен донузлавский песок для производства бетона, а детскую здравницу и пляжи Евпатории вообще он в виду не имеет.
Устойчивость берегов
В декабре минувшего года ЕМП объявил о том, что готов заплатить 225 млн руб за «временное пользование земснарядом с предоставлением услуг по управлению и техническому обслуживанию (эксплуатации) персоналом судовладельца».
В техзадании указано и место выполнения работ: акватория оз. Донузлав, карьер Донузлавского месторождения строительных песков, расстояние от причала до карьера – не более 2 миль. Глубина разработки – от 2 до 12 м.
Арендуемый земснаряд должен был обеспечить добычу песка в карьере оз. Донузлав в количестве 3 миллионов тонн. Пока (без объяснения причин) закупка отменена.
Власти Евпатории не имеют слова на фоне таких крупных игроков, и вслух не говорят о прямой связи добычи песка с исчезновением пляжей, но нехотя признают: «Под угрозой устойчивость берегов и всех сооружений, находящихся в непосредственной близости к зоне уреза воды в период зимних штормов. Отсрочка выполнения берегоукрепительных работ может привести к невозместимой потере главного назначения курорта».
Управление капитального строительства администрации Евпатории поясняет: причины размыва пляжной полосы носят природный и техногенный характер. Природный – устойчивое повышение уровня мирового океана, эволюция бухтовых берегов в процессе развития; техногенный – отбор песка с пляжей, строительство в береговой зоне. В 2018 году горадминистрация готова было заплатить 70 млн руб из городского бюджета за проект берегоукрепления и восстановления пляжной зоны.
Вот только желающих выполнить проектно-изыскательские работы почему-то пока не нашлось.