Репортажи с места сражений в Кунцево, где местные жители бьются не на жизнь а насмерть с ЧОП компании-застройщика «ПИК», пытаясь защитить свои дома от сноса и от точечной застройки, появились почти во всех российских СМИ, но, кажется, не повлияли на ход событий. ПИК часто становится объектом критики из-за вырубки скверов, строительства на месте охранных зон и точечной застройки, но у компании хорошие заступники. The Insider изучил их и выяснил, что связывает ПИК с Сергеем Собяниным
и мафиозными лидерами, а также как кредиты от госбанков оседают в офшорах с подозрительными бенефициарами.
ПИК, Трамп и Солнцевская ОПГ
Сегодня ПАО «ГК ПИК» – лидер по объему застройки жилой недвижимости в стране, и основная деятельность компании сосредоточена в Москве и Подмосковье. Основным владельцем ПИКа является бывший член Совета Федерации Сергей Гордеев. Экс-сенатор распоряжается 74,59% акций общества. Согласно отчету ПАО за третий квартал 2018 года, 7,6% принадлежит The Bank of New York Mellon. Этот банк еще 20 лет назад оказался в центре публичного скандала, связанного с русской мафией.
По данным ФБР, через американский банк тогда было отмыто $10 млрд. В том числе часть средств, выделенных в качестве кредита российскому правительству Международным валютным фондом. В ходе следствия была доказана связь между отмывочными компаниями и лидером солнцевской преступной группировки Семеном Могилевичем. Уже в этом году в работе BNY Mellon снова нашелся «русский след». Интересы банка в области налогового законодательства лоббировал уроженец Москвы Борис Эпштейн – экс-советник Дональда Трампа и сотрудник Белого дома. О тесной связи Трампа и Могилевича, в том числе через экс-советника Трампа Феликса Сатера, The Insider уже подробно писал.
И у американского президента Трампа, и у криминального авторитета Могилевича находятся еще пересечения с ПИКом. В прошлом году газета The Washington Post сообщила, что одним из московских партнеров Дональда Трампа года мог стать владелец группы Сергей Гордеев. Жилой комплекс под брендом Trump Гордеев предлагал построить на тот момент еще кандидату в президенты США в конце 2015 года. Эту информацию, полученную WP от американских следователей, Гордеев отрицал в разговоре с The Bell, но как выяснил The Insider, связь между ПИКом и проектом Trump Tower и правда есть.
По официальной версии, переговоры о строительстве Trump Tower в Москве вел руководитель далеко не самой крупной группы компаний «Эксперт» Андрей Розов. Проект предполагал строительство высотки с кондоминиумами, гостиничной и коммерческой недвижимостью премиум-класса и даже предусматривал спа-центр под брендом дочери Трампа Иванки. Однако малоизвестный бизнесмен Розов вовсе не был и не является владельцем девелопера – вопреки тому, что его представители утверждали «Ведомостям». И по состоянию на 2015 год, и сейчас 60% в ООО «Экспертстрой» записано на кипрский офшор Colinsen Trading Ltd, принадлежащий компании Ionics Nominees Ltd, а ею владеет Василиадис Христодулос (Christodoulos Vassiliades), известный кипрский юрист. Согласно реестру кипрских компаний, в число директоров Ionics Nominees Limited вошла и другая юристка – Пампина Вости (Pampina Votsi). Она напрямую связана с ПИКом: по состоянию на 31 марта 2018 года она числится в списке аффилированных лиц ПАО.
Пампина Вотси была также замешана в отмывании денег для Семена Могилевича. Она – директор офшора Barlow Investing Ltd., принадлежащего экс-супруге Могилевича Галине Телеш. Кроме того, Вотси оказывала услуги и сенатору-миллиардеру Сулейману Керимову, экс-акционеру ПИКа.
ПИК и члены правительства
С Керимовым связана карьера и нынешнего члена совета директоров ПИК Зумруд Рустамовой, в 2006 году ставшей главой кипрского представительства его холдинга «Нафта Москва». Рустамова – жена Аркадия Дворковича, до недавнего времени вице-премьера, а теперь президента ФИДЕ. Согласно раскрываемой ПИК информации, супруга Дворковича в качестве члена совета директоров девелопера получает вознаграждение в размере 1 млн 200 тыс. руб. в квартал.
Таким образом, ПИК был обеспечен лоббистской поддержкой на самом высшем правительственном уровне. Во всяком случае, до последнего времени. И это не считая того, что президент ГК «ПИК» Сергей Гордеев считается другом главы Сбербанк
а Германа Грефа
и Сбербанк
активно кредитует структуры ПИКа. Заемы компаниям группы выдают и другие госбанки: ВТБ
(в этом году заключена сделка почти на 20 млрд руб.) и Россельхозбанк. Последний, несмотря на то, что создан государством для поддержки сельского хозяйства, выдал заем ООО «ПИК+» в марте текущего года, следует из ЕГРЮЛ: доля в уставном капитале находится в залоге до исполнения обязательств по кредиту. «ПИК+» (который к тому же владеет 15% ПАО «ГК ПИК») учрежден в Лихтенштейне компанией с говорящим названием HREF Foundation. Любопытно, что в торговом реестре этого государства сведения о фонде не находятся ни по названию, ни по регистрационному номеру (FL-0002.493.589-1).
«Это объясняется особым статусом фонда, – объяснил The Insider управляющий партнер Schmidt & Schmidt Андрей Шмидт, – Сведения в реестр о нем не вносятся. Узнать владельцев невозможно. То есть компания есть, но получить по ней данные может только уполномоченное лицо самого фонда или лицо, имеющее «законный интерес». Под законным интересом может пониматься, например, судебное решение или исковое заявление. Лихтенштейн в этом плане – полуофшорная зона. По идее, такой фонд не имеет права генерировать и распределять прибыль. Но в уставе может быть прописана деятельность в интересах какой-либо семьи. И тогда на деньги фонда можно купить яхту или дворец».
Получается, госбанк выдает огромные кредиты компании с иностранным участием и скрытыми бенефициарами, причем название офшора, куда попадают деньги, по странному стечению обстоятельств совпадает с фамилией директора госбанка.
Судя по всему, не только руководство «Сбербанк
а» заинтересовано в финансировании «ПИК», по словам источников The Insider, в Россельхозбанке, во времена руководства Дмитрия Патрушева он имел «свой интерес в каждой сделке», а после перехода сына секретаря Совбеза на работу в правительство «ничего не поменялось».
ПИК и Собянин
Есть у «ПИК» связь и с мэром Москвы Сергеем Собяниным
. Бывший бизнес-партнер главы ПИК Кирилл Андросов – давний товарищ столичного градоначальника. Был ближайшим помощником Собянина во время его работы в правительстве. Андросова называли «ключевым» заместителем руководителя аппарата кабмина. Так совпало, что Андросов обязан своей карьерой главе Сбербанк
а: именно Греф в свое время позвал его из Петербурга к себе в Министерство экономического развития и торговли.
Гордеева с Андросовым связывает совладение нефтегазовой компанией «Руспетро» со штаб-квартирой в Лондоне. По информации из коммерческого реестра Великобритании, они в одно время были членами совета директоров Ruspetro Ltd. Но если Гордеев – до июня 2016 года, то Андросов – до июля нынешнего.
После ухода и из совета директоров «Аэрофлота» об Андросове мало что слышно. Единственное, летом он модерировал сессию Московского урбанистического форума с участием Собянина. Спонсором же Moscow Urban Forum выступает как раз Группа компаний ПИК. Понять, как столичные власти в соавторстве со строительными магнатами видят «новое пространство для жизни» и «мегаполис будущего», уже сейчас могут жители района Кунцево.