Свершения бывшего сенатора Евгения Самойлова тянут на большую форму. Но оригинального в методах не много. Да и его биографы-правоохранители еще не закончили труд. Потому мы можем сделать небольшой спойлер – расскажем что стало уже известно о бывшем подотчетном Валентины Матвиенко представителе верхней палаты парламента из Коми. Встречайте!
В холодной республике К[*] было так много «плохо лежащих денег» и манящих должностей, что, казалось, житель столичного города должен приехать туда лишь за тем, чтобы прибрать народные финансы, оседлать тепленькие должности и быть таковым.
Знакомьтесь, почитатель товарища О. Бендера – экс-сенатор, экс-подозреваемый по громкому уголовному делу, борец за денежные знаки, Евгений Александрович Самойлов – скромный чиновник, трудившийся на благо Коми с завидной самоотдачей.
В Республике про таких говорят: «Вечно ни при чем, но при деньгах», «Вовремя предать, это не предать, а предвидеть», «Лучше настучать, чем перестукиваться», в общем, любят в Коми своего избранника. Ну а кто не любит деньги? Но, несмотря на все методы, Самойлову фартит – из любой воды он выходит сухим, аки гусь, даже не скрывая, что договаривается всеми способами, покупает должности, будто готов использовать все 50 оттенков серого в бизнесе…
В 2017 году Евгений Александрович становится членом адвокатской палаты Ленинградской области, сегодня он числится уже в палате Московской области. Зачем это ему, ясно, как божий день – следственные действия в отношении лица, обладающего статусом адвоката, возможны только с санкции руководителя территориального управления СК или его заместителя. Видать, чует экс-сенатор новые повестки и стелет соломку. Но вот для чего такой сомнительный член адвокатским палатам – большой вопрос.
Множество уголовных дел пестрят ФИО – Самойлов Е.А. Перечислим только самые яркие страницы жизни сенатора, так сказать, жемчужины его карьеры: дела банка «Таврический» и Вячеслава Гайзера – бывшего главы республики Коми, ныне скромного сидельца.
Ненастным субботним вечером 19 октября 2015 года властная верхушка Коми была занята своими обычными делами: кто-то собирался в европейскую командировку, кто-то играл в покер, кто-то посещал баню… Но человек предполагает, а Следственный комитет располагает. В течение нескольких часов вся администрация республики, включая ее руководителя Гайзера, была задержана. Попался и сенатор Евгений Самойлов.
Обвинение звучало громко – создание организованного преступного сообщества (ОПГ). Из всей «пачки» арестантов, Самойлов оказался самой мелкой сошкой, но, не взирая на «скромную должность», он, судя по всему, все же успел перевести своих родственников из мрачного Петербурга в гостеприимную Коми и рассадить по мягким креслам больших начальников.
При сенаторе Самойлове его брат, а затем отец возглавляют ООО «Инвестиционная компания "Таврический"». Компания непростая – это основной поставщик угля для Министерства обороны. Многомиллиардные госконтракты достаются Самойлову без конкурсов, другие поставщики просто не допускались до аукционов, при этом цену на свой уголь Евгений Александрович ставит ощутимо выше конкурентов. Добыча ведется здесь же, в Коми, на шахте «Интауголь», приобретенной Самойловыми в предбанкротном состоянии. Примерно тогда же банкротится и Сыктывкарский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат. Полуживое предприятие за бесценок радостно выкупает «ИК "Таврический"», далее предприятие управляется через аффилированные Самойловым организации. За такие «игры с углем» полетели головы высших чинов, но Самойлов оказался не причем. Угольного дела вовсе не существует, ведь доказать вину компании невозможно. Правда, после увольнения благодетелей Самойлова и открытия дела «Оборонсервиса», контракты с «ИК "Таврический"» разрывают, ну а далее прекращаются платежи по кредитам, коих у него немало, одному только «Сбербанку» задолженность составляет 3,2 миллиарда рублей, имущество компании попадает под арест, ну а «Сбербанк», не получивший назад свои кровные, остается в дураках. Но там отдельная история. О ней – чуть позже.
В 2011 году в момент сотрудничества «ИК «Таврический» с Минобороны в Петербурге осуждают 8 сотрудников компаний, которые могут иметь отношение к Самойлову, все они обвиняются в незаконной банковской деятельности и мошенничестве путем возмещения НДС из бюджета, по-простому, «обнале». Сам Евгений Александрович, как всегда, остался чистеньким, хотя есть мнение, что реальным владельцем множества компаний, включая «Таврический», является он, что запрещено госслужащему.
А госслужащим г-н Самойлов стал не просто так, не по чисто народному возжеланию. И этого он тоже не скрывает. Редкий человек – никогда не врет. После ареста Гайзера, Самойлов первым сдает бывшего начальника с потрохами – коллекцией часов на миллион долларов, планами покупки личного самолета, черной кассой, откатами и взятками, которые сам же платил, офшорными компаниями, которые сам же открывал. Такая честность и помощь следствию зовется в юриспруденции «деятельным раскаянием», именно оно помогло Евгению Александровичу из обвиняемых переквалифицироваться в свидетели, несмотря на признание в даче огромных взяток, к примеру, доли в гостинице «Авалон», стоимостью 130 миллионов рублей, отошедшей Гайзеру. Т.е. подсудимый признает дачу взятки в 130 миллионов, рассказывает, что заплатил 15 миллионов за место сенатора, но остается на свободе. Кажется, что от такого у служителей богини правосудия уши должны были свернуться в трубочку.
Ну и на закуску, история «Сбербанка», потерявшего 2,7 миллиарда кредита. Выглядела она примерно так: осознав, что денег не будет, «Сбербанк» продает долг «ИК “Таврический”» и договор поручительства Самойлова ООО «Паритет». Сумма сделки 1,5 миллиарда рублей, т.е. скидка составляет 45%. Бывший сенатор, дружный (или скорее аффилированый?) с правопреемником долга, быстро заключает договор реструктуризации, выплачивает менее половины изначальной суммы и… о, чудо – за возвращает арестованную собственность. И это не единичный случай. Евгений Александрович считается бенефициаром множества «неожиданно» обанкротившихся фирм, так и не вернувших миллиардные кредиты, в том числе и государству. Что тут сказать? Подвиньтесь, Остап Ибрагимович Б., в городе новенький.
Евгений Самойлов – личность масштабная, даже одиозная. Поспел везде. Из бизнесменов в политики, из политиков в адвокаты. И где он бы не появлялся: взятки, суды и увольнения, только он один успевает сдать (оговорить?) бывших товарищей и в том же белом пальто двинуться дальше. Вот только в Коми, экс-сенатора обходят стороной. Куда дальше, Евгений Александрович, в Рио-де-Жанейро или в места не столь отдаленные?
Расследование продолжится, господа присяжные заседатели. Не переключайтесь.