Сенатор Лебедев обвинил в мошенничестве Вексельберга и Блаватника

Источник
Бывшие акционеры ТНК-BP Леонард Блаватник и Виктор Вексельберг считают, что расплатились с сенатором от Чувашии Леонидом Лебедевым еще в 2003 году, когда согласились перечислить ему $600 млн. 
Лебедев, который называет себя «тайным акционером» нефтяной компании, утверждает, что его пакет стоил вдвое дороже, а эти средства – компенсация доходов по акциям, которые он мог бы получить. Он по-прежнему требует от бывших партнеров не менее $2 млрд, а также обвинил их в мошенничестве
 
Лебедев еще в феврале подал иск против Блаватника и Вексельберга в суд Нью-Йорка, утверждая, что был их партнером с долей в 15% в компании OGIP, которая, в свою очередь, владела 25% ТНК-BP. От прежних партнеров он потребовал не менее $2 млрд от продажи доли в нефтяной компании «Роснефти » (в марте 2013 года госкомпания приобрела 100% ТНК-BP примерно за $55 млрд, Блаватник и Вексельберг заработали около $13,8 млрд). Свои претензии Лебедев обосновал тем, что помог ответчикам поучаствовать в аукционе по приватизации 40% ТНК в 1997 году, отозвав конкурирующую заявку и предоставив $25 млн наличностью, а также передал им еще 1,8% акций ТНК и 10,5% ее «дочки» «Нижневартовскнефтегаза». Согласно иску, в 2001 году стороны заключили «соглашение об инвестициях», которое закрепляло за Лебедевым «право владения 15% от совокупной доли сторон в нефтяном бизнесе», а Блаватник и Вексельберг объединили свои доли в ТНК в компании OGIP. В 2003 году ТНК стала частью ТНК-BP, в которой ответчики получили 25%, но они утаили от BP информацию  еще об бенефициаре, говорится в иске Лебедева.

До последнего времени представители Блаватника и Вексельберга отрицали все претензии Лебедева, хотя и не вдавались в детали. Они пытались перенести разбирательство в Великобританию, подав встречный иск в Высокий суд Лондона, но в сентябре он был отклонен. Из решения лондонского суда, с которым ознакомился РБК, стала известна аргументация бизнесменов.

Накануне сделки по объединению активов с BP в ТНК-BP в 2003 году Вексельберг вел переговоры с Лебедевым о выкупе его непрямой доли в ТНК, говорится в материалах суда. В этом обе стороны сходятся. Блаватник и Вексельберг утверждают, что заключили сделку по приобретению этих активов за $600 млн. Но Лебедев сказал, что такая сделка не могла быть заключена, потому что на основе оценки Sovlink за 15% в OGIP он хотел получить $1,4 млрд. За $600 млн сенатор был готов отказаться от доходов по участию в совместном предприятии (ТНК-BP) и от векселя на $200 млн, который в 2001 году OGIP выпустила в пользу компании Coral, действовавшей от имени Лебедева (этот вексель обеспечивал дивидендные платежи Лебедеву). В судебном решении приводится соглашение о приобретении (Acquisition Agreement), датированном 20 июня 2003 года, в рамках которого Coral уступила OGIP вексель и другие права за $600 млн. 

В интервью «Ведомостям» Лебедев говорил, что контролировал компанию Coral. Но в Лондонском суде Блаватнику и Вексельбергу не удалось доказать, что он владел этой компанией и что от его имени она могла отказаться от прав на акции ТНК. «Ни в моих полномочиях определять, урегулировало ли Acquisition Agreement все претензии господина Лебедева или только его право на доходы», ‒ решил судья. Поскольку, по его мнению, сенатор не был стороной Acquisition Agreement, заключенного по английскому праву, судья отклонил иск Блаватника и Вексельберга. Они подали апелляцию, дату ее рассмотрения стороны не раскрывают.

Выиграв дело в Лондоне, 13 октября Лебедев подал в суд Нью-Йорка дополнения к иску. Согласно этому документу (у РБК есть копия), в ходе лондонского процесса выяснилось, что компания OGIP, в которой, как считал сенатор, ответчики сконцентрировали принадлежащие им акции ТНК, никогда не владела бумагами нефтяной компании. OGIP была «дочкой» компании с похожим названием ‒ OGIP Ventures, которая на самом деле владела акциями ТНК, следует из показаний представителей Блаватника и Вексельберга, пишет Лебедев. На самом деле OGIP была пустышкой, созданной только для ведения переговоров с Лебедевым, чтобы у него создавалось впечатление, что его рассматривают как партнера в совместном предприятии, в то время как он был исключен из числа конечных бенефициаров ТНК, говорится в иске. На этом основании сенатор обвиняет бывших партнеров в мошенничестве. А к своим требованиям выплатить ему не менее $2 млрд он добавляет платежи, которые мог бы получить от ТНК и ААР (совместное предприятие Блаватника, Вексельберга и «Альфа-Групп», которое в 2003 году получило 50% ТНК-BP), если бы партнеры «обманным путем» не убедили его иметь дело с компанией-пустышкой в 2001 году (за исключением поступивших средств от OGIP ‒ около $600 млн). 

Представители Лебедева и Вексельберга отказались от комментариев, представитель Блаватника не ответил на запрос РБК.
Персоны Компании
Как Василий Голубев «убрал» мэра?
После череды коррупционных скандалов мэр Ростова Михаил Чернышев, занимавший этот пост 21 год, уходит в отставку, сообщили корреспонденту The Moscow Post в областной администрации. 
Владимир Ашурков попросил политическое убежище в Великобритании
Исполнительный директор «Фонда борьбы с коррупцией» и соратник Навального заявил английским властям, что боится ареста и пыток.
Почему Басаргин «затыкает рот» независимой прессе?
Пермская независимая газета «Пятница» внезапно лишилась всех рекламодателей в госструктуре. 
На место Комаровой начали сватать человека Сечина
В шорт-листе потенциальных кандидатов в главы Югры появился бывший замминистра, выпускник школы КГБ.
Зеленый политик: почему миллиардер Глеб Фетисов оказался в тюрьме
Известный предприниматель, член-корреспондент РАН и начинающий независимый политик очутился за решеткой по обвинению в мошенничестве. Что стоит за атакой следствия на Глеба Фетисова?
Олег Дерипаска посмотрит на "Русал" по-президентски
Бизнесмен может покинуть пост гендиректора.
Сенатор Лебедев попросил начать процесс против Вексельберга и Блаватника
Сенатор от Чувашии Леонид Лебедев, который требует более $2 млрд от бывших совладельцев ТНК-BP Леонарда Блаватника и Виктора Вексельберга в суде Нью-Йорка, подал ходатайство о проведении предварительного слушания по своему иску.
Виктор Басаргин «распродает» Пермь?
Пока в московских судах фактически развалилось дело бывшего замглавы Минрегионразвития и экс-председателя правительства Пермского края Романа Панова, в самой Перми разгорелся новый коррупционный скандал.
Как бизнес привыкает к войне
Война на востоке Украины не могла не ударить по российскому бизнесу, имеющему интересы в этой стране.
«Круговая порука» губернатора Воробьева?
Коррупционные скандалы продолжают сотрясать администрацию Московской области.
Урок химии: как уроженец СССР провернул самую выгодную сделку в истории Уолл-стрит
Леонард Блаватник инвестировал в компанию LyondellBasell, пережившую банкротство, более $2 млрд. Как американский миллиардер с советскими корнями заработал на сделке фантастические $8 млрд?
Игра в шашечки: как вызов такси стал самым конкурентным онлайн-бизнесом
Конкуренция среди мобильных сервисов по вызову такси обостряется. Кто из предпринимателей побеждает в этой борьбе?
Евгению Куйвашеву напомнили о судьбе Михаила Юревича
Серые схемы расходования бюджетных миллиардов отправятся в ОНФ.
Миллиардеру Глебу Фетисову готовят новое дело
У Агентства по страхованию вкладов есть новые претензии к бывшим и нынешним владельцам рухнувшего «Моего Банка».
Кипр арестовал турецкий берег
Активы Тельмана Исмаилова заморожены по иску кредитора.
Миллиардер Владимир Евтушенков: «Государство всегда поставит тебя на место»
Владелец АФК «Система» — о правилах бизнеса на постсоветском пространстве.
Путин наградил олигархов и руководителей госкомпаний за Олимпиаду
Как стало известно «Ведомостям», президент Владимир Путин закрытым указом наградил бизнесменов и руководителей госкомпаний орденами за подготовку Олимпиады в Сочи.
Российская энергетика поворачивает на Китай
Впервые со времен Чубайса — после реформы РАО ЕЭС — у российской генерации может появиться иностранный стратегический инвестор.