На Сахалине оглашен приговор Вячеславу Горбачеву — экс-главе секретариата бывшего губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина. Следствие считало его одним из самых активных членов организованной экс-главой региона преступной группы. Подсудимый признал вину в получении взяток с кандидатов в депутаты городской думы Южно-Сахалинска, заключил сделку с прокуратурой и поэтому получил условное наказание семь лет и десять месяцев.
В городском суде Южно-Сахалинска завершился процесс над экс-чиновником сахалинского правительства Вячеславом Горбачевым. Ему инкриминировали 17 эпизодов взяток в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ), полученных от кандидатов в депутаты гордумы областной столицы. Обвиняемый еще до суда заключил досудебное соглашение о сотрудничестве с прокурором и активно давал показания, изобличая других участников сообщества, поэтому его дело было выделено в отдельное производство и рассматривалось без участия остальных обвиняемых и в особом порядке. В связи с этим, а также с учетом второй группы инвалидности и прошлых заслуг бывший глава секретариата получил минимальное наказание в семь лет и десять месяцев условно — на десять месяцев больше, чем просила сторона обвинения.
Все, что я мог, я сделал. Мне больше сказать нечего»,— заявил в последнем слове подсудимый.
Приговор он выслушал спокойно, притом что двухчасовое оглашение, очевидно, стало для него испытанием. Для бывшего главы секретариата приговор стал уже вторым за полгода: в октябре 2019 года его уже приговаривали к условному сроку в семь с половиной лет за пять эпизодов взяточничества.
Вячеслав Горбачев был в числе первых задержанных в рамках расследования злоупотреблений Александра Хорошавина: его вместе с самим губернатором и Андреем Икрамовым этапировали в Москву 4 марта 2015 года. Ему было предъявлено обвинение в участии в организованной бывшим губернатором, отрешенным от должности в марте 2015 года и уже приговоренным к 13 годам колонии строгого режима и штрафу в полмиллиарда рублей, преступной группе (ОПГ).
Деятельность ОПГ оказалась разнообразной. Например, они собирали откаты с сахалинских строителей. В обмен на процент от госконтрактов им, как установили следователи, обещали покровительство и доступ к бюджетным деньгам в дальнейшем.
Именно эта часть деятельности этой преступной группы была предметом судебных разбирательств в отношении Александра Хорошавина и троих его подчиненных — Андрея Икрамова, Сергея Карепкина и Николая Борисова. В феврале 2018 года трое подсудимых получили большие сроки и штрафы, а сотрудничавший со следствием и признавший вину Николай Борисов отделался штрафом.
Еще одной страницей в истории ОПГ оказались поборы с кандидатов в депутаты. В 2014 году накануне выборов в гордуму Южно-Сахалинска «из корыстных побуждений, обусловленных желанием противоправно улучшить уровень своего материального положения, а также желанием обеспечить финансирование политических технологий (для победы лояльных кандидатов и представителей ''Единой России'', к которой принадлежал и сам Александр Хорошавин.— “Ъ”), возник преступный умысел, направленный на получение взяток от лиц, пожелавших принять участие в выборах городской думы пятого созыва, за общее покровительство при их выдвижении, подготовку и ведение кампаний последних», говорится в приговоре.
К сбору дани с будущих народных избранников Хорошавин привлек Вячеслава Горбачева, а также мэра Южно-Сахалинска Андрея Лобкина (находится в США), вице-мэра Алексея Лескина и политтехнолога и сотрудника аппарата правительства Анатолия Макарова (находится в Грузии, где пытался получить убежище).
Вместе им удалось собрать около 100 млн руб. с двух десятков кандидатов.
По версии следствия, Вячеслав Горбачев имел отношение к поборам с троих кандидатов, избранных депутатами областной думы в 2017 году, а также с ряда депутатов, переизбранных в гордуму, и нескольких перешедших из законодательной ветви власти в исполнительную, в том числе ставшего зампредом областного правительства Владимира Сидоренко.
В результате расследования дела Александра Хорошавина состав думы 2014–2019 года в Южно-Сахалинске оказался одним из самых нестабильных: часть депутатов покинула его из-за обвинений во взяточничестве, но большинство из них в дальнейшем были освобождены от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Ранее адвокаты Хорошавина и других фигурантов дела, а также сами обвиняемые заявляли, что никаких взяток не было — речь шла о добровольных взносах в «черную предвыборную кассу», практика формирования которых была распространена в кампаниях регионального уровня по всей стране.
Адвокат Вячеслава Горбачева Ксения Даринская отказалась комментировать приговор до вступления его в законную силу, но заметила, что обжаловать его сторона защиты однозначно не намерена.