Входящая в АФК "Система" олигарха Владимира Евтушенкова лесопромышленная группа компаний Segezha Group (Сегежа) объявила о планах увеличить производство фанеры за счет увеличения мощностей Вятского фанерного комбината. Сумма инвестиций - 6 млрд рублей, срок запуска нового производства - конец 2022 года.
При этом ранее компания привлекла в рамках IPO на Московской бирже 30 млрд. рублей. В организации уже объявили о подготовке к зарубежному IPO, которое может стать как успехом, так и провалом компании. Между тем, ситуация в структурах Евтушенкова такая, что многие наблюдатели считают, что на зарубежных рынках акций его бизнесу делать нечего.
Расширение фанерного завода за счет средств, привлеченных на Мосбирже, может ослабить опасения инвесторов, подтолкнуть их к вливанию средств в компанию. Идея размещения акций на открытых биржах может говорить как об успехах компании, так и о том, что она отчаянно нуждается в деньгах.
Не время для IPO?
Эти предположения могут подтвердиться за счет ряда инсайдов и последней финансовой информации из компании. Как утверждает автор "Юрий С." на сайте VC.ру, якобы компания просто не готова к масштабному IPO на зарубежных рынках. Среди причин ключевая - именно финансовая.
Внимание привлекает тот факт, что 2020 года структура закончила с чистым убытком в 1,3 млрд. рублей, тогда как за год до этого шла с прибылью в 4,8 млрд рублей. Не лучше ситуация и во многих "дочках". Например, в петрозаводской ООО УК "Сегежа Групп", которая управляет активами холдинга в Карелии, убыток за 2020 год составил 146 млн рублей. И это при выручке в 2,7 млрд рублей.
Откуда, таким образом, у "Сегежи" средства для расширения фанерного производства, если не деньги инвесторов или вливания из "Системы"? То есть компанию надо дотировать?
Другой момент - у структуры высокая долговая нагрузка. Причем большая часть долга - в иностранной валюте, что при текущей ситуации с ослаблением рубля играет не на руку компании. Помним, сколько фирм, взявших валютные кредиты, провалились из-за скачков курса.
Взять хотя бы канувшего в Лету IT-гиганта ПАО "Прогноз", обанкротившегося из-за обвала рубля в 2014 году. Структура просто не смогла отдать взятые чуть ранее кредит в евро, обязательства по которому увеличились почти вдвое. Только в отличие от "Прогноза", у "Сегежи", как и у АФК ""Система" в целом - еще и серьезные валютные и политические риски санкций.
Есть и другие риски. Инвесторы прекрасно помнят скандал с отчуждением активов "Башнефти" в пользу АФК "Система", по итогам которого за решетку отправился бывший глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Для "Системы" это закончилось полным провалом - актив от нее "ушел".
Другая ситуация связана с ПАО ЛПХ "Кареллеспром", который ранее принадлежал правительству Карелии. Компания не стала участвовать в торгах на выкуп пакета акций, его получила "Карелия Палп" - главный инвестор Кондопожского ЦБК и крупнейший в России экспортер газетной бумаги.
Похоже, что в случае с IPO "Сегежи" Владимир Евтушенков (на фото) делает хорошую мину при плохой игре
Позже стало известно, что изначально предполагалась продажа контрольного пакета, но продали только 43,8%. Столько же акций уже давно имеется и у "Сегежи", об этом пишет "Московский комсомолец". Как утверждают наши источники, якобы Сегежа могла договориться с правительством Карелии, с которым сотрудничает уже много лет, чтобы те не продавали контрольный пакет, как хотели изначально.
Таким образом, между "Карелия Палп" и "Сегежей" установился паритет. Почему это плохо для инвесторов? Потому что очень похоже на закулисные договоренности, которые к рыночной конкуренции отношения не имеют. Другая версия – "Сегеже" просто побоялись продавать контрольный пакет из-за ее репутации.
Речь о несанкционированных протестах экологических активистов из-за работы Сегежского ЦБК в Карелии. Именно ему принадлежит 43,8% акций ПАО ЛПХ "Кареллеспром", и проблемы там нарастают, как снежный ком. Ранее общественники высказывали предположение, что ЦБК может иметь отношение к выбросу вредных веществ, желтому снегу, массовой гибели птиц.
В карельской прессе появлялись соответствующие материалы. Вместо опровержения, компания решила судиться с неугодными журналистами. Об этом пишет издание АПН. Зачем бы ей так мелочиться? Ответ может быть неожиданным.
Дело в том, что для выхода на IPO компания должна иметь сертификат FCS (Forest Stewardship Council - Лесной попечительский совет). Эта организация разрабатывает стандарты в области лесопользования, с которыми у Сегежи могут возникнуть серьезные проблемы.
Нарушения Сегежского ЦБК закроет Евтушенкову дорогу к IPO?
Без него на IPO выйти будет трудно - экологическая повестка очень сильна как в Европе, так и в США. За этим и нужно убрать из сети неугодные публикации? Но "замылить" тему не получится, ведь о ситуации писали федеральные СМИ. В начале 2020 года Сегежский ЦБК действительно был оштрафован за превышение уровня загрязняющих веществ в промышленных выбросах и сточных водах предприятия. Об этом писал ТАСС.
"Команда мечты"
Важно, что информация о том, что во время АФК "Система" собирается выставить на IPO до 30% "Сегежи" появилась в момент системной экономической турбулентности не только в РФ, но и по всему миру. После этого, а также после бодрого отчета гендиректора "Сегежи" Михаила Шамолина летом 2020 года (именно тогда было объявлено о планах по IPO), в сети якобы стали массово появляться материалы, восхваляющие "Сегежу" и намекающие на выгоды от покупки ее акций.
Это слишком напоминает топорную рекламу и стремление представить ситуацию в выгодном свете. Тогда Шамолина завялял в интервью "Ведомостям": "Segezha Group в убыток не уйдет и не остановится". Действительно, не остановилась, хоть и ушла в убыток - таким образом, половина из сказанного сбылось. 50 на 50 - не самый лучший расклад для любого инвестора.
Однако Шамолин занимается операционной деятельностью - на месте. Куда интересней для инвесторов, кто ведет дела компании на макроуровне. А это никто иной, как Евгений Дод, назначенный в ее совет директоров, будто специально под IPO.
Ранее Дод руководил госкорпорацией "Русгидро", с чем связана масса скандалов. Еще до Николая Шульгинова он начал распродажу непрофильных активов, в ходе которой было произведено отчуждение госсобственности на миллиарды рублей.
Главный же скандал случился в 2016 году, когда Евгения Дода и главного бухгалтера "Русгидро" Дмитрия Финкеля задержали сотрудники СКР. В отношении обоих возбудили уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в составе организованной группы либо в особо крупном размере; лишение свободы до 10 лет), сообщил СКР. Об этом писали "Ведомости".
По версии следствия, Дод и Финкель "по предварительному сговору с неустановленными лицами совершили хищение имущества "Русгидро" в особо крупном размере". После утверждения отчета "Русгидро" Дод и Финкель изготовили, а Дод лично подписал приказ о премировании членов правления "Русгидро"за 2013 г. При этом Дод сам себе якобы выписал премию в 353 млн рублей.
На этой ноте Дод и ушел в отставку. Но спустя четыре года дело в отношении экс-чиновника, успевшего посидеть и в СИЗО, и под домашним арестом, было прекращено. Об этом писал "Интерфакс" со ссылкой на его адвоката. При этом, как утверждают авторы телеграм-канала "ВЧК-ОГПУ", якобы прекращение прекращение дела "случайно" совпало с тем, что бизнесмен Дод стал беднее на 300 млн рублей.
IPO "Сегежи" занимается Евгений Дод – "лучшего" менеджера для иностранных инвесторов и придумать трудно
Евтушенков будто бы магнитом тянет к себе бывших чиновников, чьи фамилии светились в коррупционных скандалах. Ведь тоже самое можно сказать и о другом приобретении олигарха, бывшем руководителе Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций (АНО АПИ, Минвостокразвития) Леонида Петухова, ушедшего в отставку на фоне обысков в своем ведомстве. Там же, в числе управляющих партнеров, оказался и Анатолий Чубайс. Комментарии излишни.
Разумеется, главным действующим лицом был и остается сам Евтушенков. Без него ни Дод, ни Петухов, ни другие топ-менеджеры ничего не сделают. Инвесторы должны помнить, что к нему лично уже возникали вопросы у правоохранителей.
Еще 15 июля 2014 года АФК "Система" в разгар подготовки вторичного публичного размещения (SPO) "Башнефти" получила от реестродержателя уведомление о запрете на совершение сделок с акциями нефтяной компании, которыми (84,3%) владела АФК и ее "дочка" "Система-Инвест". Запрет ввел Басманный суд Москвы в рамках расследования нарушений в ходе приватизации предприятий башкирского ТЭК.
По делу проходил сын бывшего главы республики Муртазы Рахимова Урал Рахимов, чьи структуры участвовали в приватизации. Но он успел скрыться от следствия, а вот Евтушенкова арестовали, он провел под домашним арестом 3 месяца. Об этом писал РБК. В конечном итоге все подозрения с Евтушенкова были сняты, а что стало с "Башнефтью" дальше все помнят. Помнят об этой ситуации и инвесторы. Как и о слухах о бурных 90-х господина Евтушенкова с приватизацией самых лакомых активов сразу в нескольких отраслях.
Когда-нибудь удача от Евтушенкова, якобы мечтающего монополизировать лесопромышленный комплекс России, должна была отвернуться? Судя по всему, это время неумолимо приближается, и никакое пускание пыли в глаза обвести иностранных инвесторов не сможет.