"Транснефть" объявила о предотвращении серьезной аварии с загрязнением 350 тысяч тонн нефти хлорорганическими соединениями, возложив ответственность на структуру "Роснефти" - "Самаранефтегаз". В "Роснефти" свою вину отрицают и призывают провести расследование инцидента. "Транснефть" же может пытаться находить такие инциденты для того, чтобы пролоббировать внедрение дополнительных систем операционного контроля качества нефти, против чего ранее выступал их оппонент. Между главами предприятий Игорем Сечиным и Николаем Токаревым еще сильно напряжение после подобно аварии на нефтепроводу "Дружба" в 2019 году.
По версии "Транснефти", "Самаранефтегаз" (добывает 12 млн тонн нефти в год) сдал загрязненную нефть на пункте сдачи и приема нефти (ПСП) "Муханово", где он является единственным поставщиком. После этого приемка сырья от структуры "Роснефти" была приостановлена. По мнению последней, заявление "Транснефти" содержит преждевременные выводы об источнике загрязнения нефти и нуждается в проверке, так как пробы показали полное соответствие ГОСТу.
По мнению экспертов, сейчас "Транснефть" работает на опережение во избежание инцидента с грязной нефтью 2019 года. В 2019 году выброс хлорной нефти произошел на пункте сдачи в Самарской области, после чего загрязненная нефть попала в нефтепровод "Дружба", объемы зараженного сырья оценивались более чем в 4 млн тонн. Тогда устранение последствий заняло многие месяцы, в ходе которых "Транснефть" постепенно подмешивала в грязную нефть чистое сырье, добиваясь снижения концентрации ХОС до норматива.
Последовало уголовное дело об умышленном загрязнении сырья, писал "Интерфакс". Правоохранители раскрыли преступное сообщество, которое похищало нефть, а для сокрытия хищений под видом нефти сливало в трубопровод отходы нефтяного производства. Основное дело пока находится в стадии расследования. Следствие явно затянулось и до сих пор дело не направлено в суд, а тут новый эпизод.
В конечном счете виноватой в этой истории пока остается только "Транснефть", которой пришлось выплатить компенсации большинству получателей сырья. Притом активно пыталась поставить ее в виноватую позицию именно "Роснефть" - после чего и пошли разговоры, что компания, возглавляемая Игорем Сечиным, может быть ответственной за загрязнение.
После этой ситуации "Транснефть" пыталась получить контроль над всеми ПСП, часть из которых подконтрольна госкорпорации, а также предлагала ввести единый стандарт для лабораторий, которые проверяют качество сдаваемого сырья. "Роснефть" же предлагала привлечь независимых сюрвейеров для проверки качества нефти и критиковала намерения "Транснефти" взять под контроль все ПСП, считая, что эти меры не помогут избежать повторения ситуации с "Дружбой" и повлекут дополнительные расходы для недропользователей.
После этого конфликт вышел даже на международный уровень - так, в Германии прошла волна несанкционированных митингов на НПЗ, в котором контрольный пакет принадлежит "Роснефти". Николай Токарев тогда в интервью "Коммерсанту" сделал громкое заявление: "Мы знаем, кто организует там митинги и вовлекает коллег в эту конфликтную ситуацию. Все понятно: "Роснефти" нужно, чтобы она не кончалась".
После этого против структуры Токарева в СМИ началась настоящая дискредитационная кампания, кураторство которой приписывали пресс-секретарю "Роснефти" Михаилу Леонтьеву. Так, он посоветовал руководству "Транснефти" "успокоить нервы", о чем заявил РБК.
Ему пытался ответить пиарщик "Транснефти" Игорь Демин. Последний дал комментарий о переписке главы Совета директоров "Роснефти" Герхарда Шредера и тогдашнего премьер-министра Дмитрия Медведева по поводу мер по недопущению подобных ситуаций в будущем. После этого "Роснефть" посчитала, что представители "Транснефти" должны принести свои извинения за комментарии Демина.
Токарев за словом в карман не полез, заявив "Коммерсанту" следующее: "В ответ я хочу сказать только одно: если они нормальные и воспитанные люди, то в первую очередь руководитель "Роснефти" должен дать указания своему пресс-секретарю Михаилу Леонтьеву, который публично, официально постоянно посылает всех в непотребное место, извиниться перед теми, кого он туда посылает. А уж потом давать указания нам, как поступать с нашим представителем".
Амбиции Сечина?
И "Дружба" - далеко не единственное, на чем не сошлись Токарев с Сечиным. В начале того же 2019 года между ними разгорелся конфликт, связанный с доставкой нефти к Комсомольскому НПЗ Роснефти. По информации РБК, тогда последняя чуть ли не "саботировала" построенный к нему "Транснефтью" трубопровод за 47 млрд рублей, выбрав транспортировку по железной дороге. Официальной причиной назвали то, что компании не смогли договориться о тарифах на транспортировку. Однако некоторые увидели в этом ничто иное, как желание Сечина указать на неэффективность Токарева.
Летом 2019 года "Роснефть" обвинила возглавляемую Токаревым компанию в резком снижении добычи на своем ключевом активе "Юганскнефтегаз". По версии госкорпорации, "Транснефть" ограничила прием сырья в систему магистральных трубопроводов из-за того, что та "забита большими объемами суррогатной нефти". В ответ на это в другой компании объяснили ограничения в приеме сырья тем, что "Роснефть" не распределяет уже сданную нефть, объемы которой в системе достигли 3,5 млн тонн. Так кто виноват?
Уже в 2020 году подконтрольный "Транснефти" "Приморский торговый порт" проиграл очередной раунд борьбы с УФАС Ленинградской области, который выписал предприятию штраф в 220 млн рублей. По мнению антимонопольщиков, были созданы такие условия, при которых буксирные услуги в порту Приморск могут оказывать только ООО "Союзпорт Флот" или ООО "Транснефть-Сервис", связанные с самим ПТП. Инициатором противостояния является АО "Роснефтефлот" (входит в структуру "Роснефти"), также претендующее на предоставление буксирных услуг. Получается, Сечин захотел и тут откусить от "пирога" компании Токарева? Об этом писал 47news.
Летом 2020 года "Роснефть" не стала закупать по итогам тендера на 2019-2021 год пропанты, произведенные на Семилукском огнеупорном заводе - предприятии, подконтрольном ООО "Ника-Петротэк", которая может быть связана с "Транснефтью". В конфликт тогда оказался втянут скандальный предприниматель Сергей Шмотьев - были разговоры, что контракт стоимостью в 34,8 млрд рублей может отойти его "Форэсу". Об этом ранее подробно рассказывал The Moscow Post.
Недоброжелатели на рынке давно называют Игоря Сечина любителем поиграть в давление, чтобы приструнить конкурентов и даже собственных партнеров. Попасть в немилость "Ника-Петротэк" могла потому, что связана с "Транснефтью": они имеют общее предприятие ООО "Транснефть-Синтез", а сама "Ника-Петротэк" активно выполняет госконтракты для структур Токарева.
Кроме того, примерно с 2014 по 2017 год "Роснефть" систематически обвиняла "Транснефть" в завышении норм технологических потерь нефти в трубах. Во время обострения этого конфликта госкорпорация даже отказывалась подписывать договор с токаревской структурой на 2017 год.
Есть мнение, что конечной целью главы "Роснефти" является смещение Токарева со своего поста, что позволило бы создать единого нефтяного монополиста, который объединит как добычу, так и транспортировку нефтепродуктов. Естественно, руководить этой махиной стал бы лично Игорь Сечин.
Если эти предположения верны, в свете последней ситуации легко можно предположить, что Игорь Иванович может с новой силой обрушиться на оппонента. Стало быть, ожидаем очередную серию этого громкого противостояния, итог которого может повлиять на весь нефтяной рынок России.