Пожалуй, только «Транснефти» и АКХ «Сухой» пришло в голову обжаловать результаты «партнерства» со Сбербанком в суде, и только «Сухому» банк пошел навстречу, заключив с ним мировое соглашение на половину оспариваемой суммы.
Как рассказали СМИ, банк готов вернуть военному холдингу 7,8 миллиардов рублей из 13,5, которые «Сухой» потерял, поддавшись на уговоры менеджеров Сбербанка. Вообще же проиграли практически все: «Роснефть
» - 122 миллиарда рублей, «Уралкалий» - 36 миллиардов, «Аэрофлот» - 24,7, «Новатэк» - 20 миллиардов. И только Сбербанку удалось заработать на сделках с валютными производными около 300 миллиардов рублей в 2014-2015 году. Издание подозревает, что большая их часть уже успела осесть в офшорной зоне, как это случилось с миллиардами рублей, полученных от рискованной игры со средствами «Транснефти».
«Транснефть» обжаловала результаты сделок со Сбербанком в Арбитражном суде, и суд принял сторону нефтяной компании. Судья решила, что менеджеры банка воздействовали на клиента, склоняя его к сотрудничеству, не с целью оптимизировать «стоимость обслуживания облигационного долга компании», как это было заявлено, а с целью навязать ему собственную высокорискованную игру, да еще и намеренно отказавшись от страхования этих рисков. Причем «обработка» велась весьма целенаправленно: руководитель инвестиционного отдела банка С.Видяев (теперь уже бывший) в 2013 году 18 раз встретился с менеджментом «Транснефти», каждый раз намекая, что «промедление смерти подобно». Что же касается рисков сделки, то Сбербанк, как установил суд, представил своему клиенту неполные сведения о них: Декларацию о рисках сотрудники банка позиционировали «Транснефти» как «формальное приложение» к стандартным документам. Впрочем, таким оно и было, поскольку рассчитать реальные убытки по приведенной в ней формуле невозможно, считают эксперты.
Апеллируя к суду в поисках справедливости, «Транснефть», впервые в истории бизнеса, в качестве аргумента привела фрагменты их художественного фильма «Волк с Уолл-стрита», герой которого делает заявление, полностью укладывающееся, по мнению истца, в рамки деловой этики Сбербанка: «Сборище скользких жуликов, вот мы кто. Наша работа – брать бабло у клиента из кармана и класть в наш карман». Конечно, «полшага» навстречу АКХ «Сухой» заставляют надеяться, что у «волков с Вавилов-стрита» начала говорить совесть. Однако «Транснефть» все еще ждет своей очереди, поскольку мировое соглашение с ней Сбербанк фактически отозвал, затянув с его представлением и не дав менеджерам «Транснефти» времени ознакомиться с документом.