Арбитражный суд Саратовской области полностью отказал ТУ Росимущества в изъятии здания речвокзала. БВ изучил полное решение: ведомство знало об отчуждении имущества.
Суд напоминает суть дела: в январе 2022 года Росимущество, ознакомившись с письмом прокуратуры Саратовской области, провело проверку законности отчуждения комплекса речного вокзала (гостиница, ресторан, вокзал).
Проверка, а далее и суд, установили, что в феврале 1992 году на конференции трудового коллектива Саратовского речного порта было принято решение о вступлении в АО «СОЭМЗ» в качестве учредителя. До 1990 года это было арендное предприятие, но затем решением исполкома Кировского совета районных депутатов было преобразовано в коммерческое АО «Саратовский опытно-экспериментальный механический завод» с начальным уставным фондом в размере 6,3 млн рублей.
Паевым взносом стали основные и оборотные средств речного вокзала с гостиницей и рестораном. В июле такая передача состоялась, после чего комплексом (оценивался в 3,7 млн рублей) и стало владеть и распоряжаться СОЭМЗ.
По версии Росимущества, эта сделка имела признаки ничтожности: комплекс был федеральной собственностью, так как Саратовский речпорт в то время являлся структурной единицей Волжского объединенного речного пароходства.
И в нарушение действующего тогда законодательства, порт не согласовал с Госкомимуществом РФ (в лице КУИ по Саратовской области) передачу комплекса в уставный капитал акционерного общества.
В суде при этом выяснилось, что в соответствии с указами президента РФ в 1994 году стартовала приватизация Саратовского речпорта. Организатором соответствующих процедур выступало КУИ. Комплекс речвокзала в феврале 1994 году был включен в состав приватизируемого предприятия. Правда, в мае того же года КУИ внесло изменения в план приватизации и устав АО «Саратовское речное транспортное предприятие», уменьшив уставной капитал на сумму основных и оборотных средств комплекса речного вокзала (1,2 млн рублей).
Эти изменения были внесены до передачи документов АООТ «Саратовское речное транспортное предприятие» в Фонд имущества области для продажи в мае 1995 года. В сентябре 1994 года КУИ издал распоряжение о передачи здания речного вокзала с баланса АО «СОЭМЗ» в оперативное управление администрации г. Саратова. Но в феврале 1995 года КУИ это распоряжение отменил, направив Госкомимуществу России предложение узаконить факт внесения комплекса речвокзала в уставной капитал «СОЭМЗ», как государственной собственности с закреплением пакета акций.
Условием стало соглашение, достигнутое на совместном совещания Комитета по управлению имуществом области, Департамента речного транспорта РФ, АООТ «Саратовское речное транспортное предприятие», «СОЭМЗ».
Согласно документу, «Саратовскому речному транспортному предприятию» предписывалось снять с баланса общества пакет акций «СОЭМЗ» (725 шт), равный доле стоимости комплекса речного вокзала в уставном капитале и передать «СОЭМЗ". А балансодержателю комплекса «СОЭМЗ» предписывалось оформить сертификат на пакет акций и передать КУИ области.
Представитель КУИ области в суде подтвердил, что в 1995 году на совещании решили, что взамен комплекса речного вокзала, переданного по акту 1992 СОЭМЗ, Российская Федерация получила акции этого предприятия. В арбитраже КУИ предоставило и заверенную копию сертификата на этот пакет акций.
В 1999 году Приволжская транспортная прокуратура пыталась оспорить факт передачи комплекса речвокзала, однако суд приватизацию объектов засилил, отказав в удовлетворении иска. КУИ, кстати, прокуратуру тогда не поддержало.
Позднее «СОЭМЗ» выступил учредителем ОАО «Поволжский выставочный центр» (ныне АО "Поволжский туристический холдинг") и ОАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» (ныне АО) с передачей в их уставный капитал помещений комплекса речного вокзала в 1997 и 2001 году соответственно. В результате за ними осталось по 5 и 6 помещений соответственно. Остальные же по итогам торгов были проданы дочери экс-депутата ГД РФ Василия Максимова (1 помещение), бизнесмену Роман Трифонову (1 помещение и 1 в паре с Симаченко), ООО "Речной вокзал" (2 помещения), ООО "Волга-Наследие-Тур" (1), ООО "Волжская миля" (1), ЗАО "Пассажирское речное управление" (2).
Суд обратил внимание, что начиная с 2004 года теруправление Росимущество принимало активное участие в судах с этими организациями и предпринимателями, в том числе в качестве истца. А, значит, говорить о том, что срок исковой давности - три года с момента, как ведомство узнало о том, что имущество отчуждено - давно пропущен. Кроме того, Госимущество не позднее, чем в 1995 году узнало о сделке - имущество в обмен на акции (725 штук или 18,8%) "СОЭМЗ". И с тех пор ни разу ее не оспаривало.
Более того, КУИ как его представитель в 2012 году стало инициатором их продажи. Для этого уже переименованное территориальное управление Федерального агентства по управлению госимуществом (ТУФА) утвердило условия приватизации акций ОАО «Интаун» (ранее - СОЭМЗ). КУИ подтвердило в суде подтвердило и эту сделку, а значит, срок исковой давности уже давно истек, резюмировал суд.
В итоге разбирательства по этому конкретному делу впервые в Саратовской области разбили в пух и прах два главных довода ТУ в пользу деприватизации - якобы госвласти действовали без разрешения федеральных властей, а последние узнали о приватизации буквально в 2022-2023 годах.
Напомним, что до сих пор Росимущество не встречало сопротивления своим искам о деприватизии. В федеральную собственность вернулся кинотеатр "Победа", помещения в гостинице "Волга" на проспекте Кирова, а также задание на ул. Московской.
Основание для удовлетворения запросов ведомства было одним и тем же: городские чиновники не имели права распоряжаться федеральной собственностью. При этом о том, что имущество ушло в частные руки, Росимущество, оказывается, и вовсе узнало года два как. Означает ли решение по речвокзалу, что в этом единственном случае областное и городское КУИ в далекие 90-е уведомляли и получали разрешение Госкомимущества на приватизацию федеральной собственности, а в остальных случаях действовали самостоятельно? Или же на счет остальных объектов по каким-то причинам не сохранились/не были представлены в суде соответствующие документы?
"БВ" уже отмечал, что один из ответчиков в качестве доказательства своей правоты привел выдержки из недавнего интервью президента Владимира Путина, заявившего, что деприватизации в стране нет. Несмотря на столь мощный довод, Росимущество, судя по всему, намерено подать апелляцию. На это у него есть срок до 21 июля.