Еще до приговора политтехнолог создал движение, которое участвует в выборах 2020 года. Его протестный опыт перенимают другие регионы.
Одной из популярных политических технологий в России стала борьба против загрязняющих окружающую среду проектов и предприятий. Наибольший резонанс вызвали события вокруг строительства мусорного полигона в Шиесе, благодаря которым, в том числе, вернулся в информационную повестку бывший мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. В Кузбассе экоактивисты выступили против угольной компании, пытавшейся начать добычу угля в относительно чистой части региона. Всплеск экологических протестов наблюдается в Подмосковье, Санкт-Петербурге и Свердловской области.
Горячей точкой продолжает оставаться Челябинская область, где организатором экологических общественных движений выступил осужденный за взятку бывший вице-губернатор Николай Сандаков. Он подал заявление об условно-досрочном освобождении и в ближайшее время вернется в регион. Местные политики опасаются, что экс-чиновник при поддержке своих сторонников вмешается в ход выборов в местное заксобрание, и выражают готовность вступить с ним в переговоры для согласования гарантий взаимного ненападения.
Астраханский друг украинской эмигрантки
Николай Сандаков – одна из наиболее ярких политических фигур в челябинской политике. Он начал карьеру в нулевых годах в Астраханской области, пройдя путь от первого заместителя главы администрации Камызякского района до заместителя руководителя администрации астраханского губернатора. На каждой должности он проявлял три основных таланта: политконсультанта, медиаменеджера и сборщика благотворительных средств.
Одним из главных проектов Сандакова в тот период стало участие в создании в 2010 году фонда «Марии Максаковой-Игенбергс». Возглавила благотворительную структуру солистка Мариинского театра Мария Максакова-Игенбергс. Фонд проявлял минимальную активность лишь в 2014 и 2015 годах, потратив на целевые мероприятия 128 тыс. и 13 тыс. рублей соответственно. В последующие годы он не сдавал отчетность и был ликвидирован.
Сама оперная певица за это время сделала политическую карьеру, став депутатом Госдумы РФ. В 2016 году Максакова проиграла праймериз «Единой России» из-за сокрытия гражданства Украины. В 2017 году она с мужем – бывшим депутатом Госдумы Денисом Вороненковым – эмигрировала на Украину, где в одном из первых интервью местным СМИ заявила, что уехала из России из-за «невозможности жить в режиме, требующем полной лояльности». Еще резче выступал Вороненков, но он был убит прямо на улице в Киеве вовсе не поэтому.
Пережить Юревича и сесть в тюрьму
Сам Николай Сандаков успешно делал карьеру в структурах российской власти. В 2010 году он стал первым помощником экс-губернатора Челябинской области Михаила Юревича, в 2013 году – его заместителем. На новом месте Сандаков курировал предвыборные кампании во все уровнях власти и выступил автором политических реформ.
Именно ему приписывают идею введения в Челябинске многоуровневой системы власти: в 2014 году в муниципалитете были созданы районные думы, представители которых формируют городскую думу, а городская дума избирает мэра.
Николай Сандаков сохранил должность после отставки Михаила Юревича и заведения против бывшего губернатора уголовного дела. У него сложились рабочие отношения с новым главой региона Борисом Дубровским. Однако последний не смог спасти политтехнолога, когда у того начались проблемы с законом. 26 марта 2015 года сотрудники ФСБ задержали бывшего вице-губернатора в аэропорту Челябинска. Первоначально Сандакова обвиняли в получении взятки в размере 1,5 млн рублей от бывшего главы администрации Озерска Евгения Тарасова за назначение его главой Магнитогорска. Позже обвинение было переквалифицировано по статье «Мошенничество».
В ходе одного из заседаний суд рассмотрел заявление Марии Максаковой-Игенбергс. Еще жившая в то время в России певица просила выпустить Сандакова из СИЗО под ее личное поручительство. Суд просьбу не удовлетворил.
Николай Сандаков провел в следственном изоляторе год. За это время Борис Дубровский снял его с должности. После выхода под залог силовики снова задержали чиновника по второму уголовному делу, обвинив его на этот раз во взятке. С марта 2016 года по март 2017 года Николай Сандаков находился под домашним арестом. После этого в связи с отказом следствия от продления меры пресечения экс-чиновник начал свободно передвигаться по городу и занялся политической деятельностью.
Подследственный «убирает» губернатора руками экологов
В начале 2018 года Сандаков открыто выступил против бывшего главы Челябинской области Бориса Дубровского, назвав его в интервью хорошим человеком, но не очень хорошим губернатором. В этом же материале подследственный перечислил условия, на которых может поддержать Дубровского, но тут же дал понять, что готов принять активное участие в смене власти в регионе:
«Люди же спрашивают: “Когда его, наконец, уберут?!” 99 процентов людей, которых я встречаю, задают этот вопрос. Я, конечно, не знаю. Но у людей накипело, это запрос общества. Представляете, какая энергетика?! Огромное количество людей в одной географической точке желает, чтобы человека сняли с должности».
Многие уверены, что Николай Сандаков внес свой вклад в возбуждение уголовного дела против Бориса Дубровского и отставку его с поста губернатора в марте 2019 года.
Основным ресурсом давления Николая Сандакова на челябинскую власть стало созданное им движение «Челябинск, дыши!», главной задачей которого декларировалась борьба за улучшение экологической ситуации в регионе. В апреле 2018 года движение организовало общегородской сход, на котором было объявлено о подготовке к референдуму о переносе агломерационной фабрики, доменного и конвертерного производств «Мечела», ЧЭМК и Челябинского электродного завода за пределы города.
Как вести выборы из тюрьмы
Публичная общественная деятельность не помогла Сандакову избежать наказания. В октябре 2018 года он был приговорен к пяти годам и шести месяцам заключения. Вердикт разделил местную политическую прослойку: одни сочли наказание справедливым, другие (например, политтехнологи Андрей Колядин и Евгений Минченко) посчитали доводы обвинения недоказанными.
В октябре 2019 года суд заменил наказание Сандакову, освободив его из колонии и направив на принудительные работы. С этого момента ушедшие в спячку челябинские общественники заметно активизировались, начав подготовку к намеченным на осень 2020 года выборам в заксобрание области.
Появились многочисленные новые движения, которые начали работу как в соцсетях, так и на улицах. В январе представители «Челябинск, дыши!» совместно с другими новыми движениями провели новый народный сход и стали добиваться публичного диалога представителей челябинской городской и областной власти с населением.
Николай Сандаков в своих аккаунтах в соцсетях не скрывал, что поддерживает связь с борцами за экологию. Например, 28 ноября он выразил протест против спиливания деревьев у Публичной библиотеки Челябинска.
«Возмущения людей оправданны. Действия "ответственных" лиц должны быть более ответственными. Но одних возмущений недостаточно. Предлагаю общественный резонанс и внимание к инциденту со стороны СМИ и (как следствие) властей использовать для помощи хорошим и добрым проектам…» – написал он в соцсети «ВКонтакте» и предложил своим подписчикам финансово помочь проектам «Сделаем!» и «Посади дерево».
Спустя несколько месяцев протесты против вырубки деревьев начались в Екатеринбурге. По неофициальной информации, в их организации мог принимать участие переехавший в Екатеринбург челябинский экоактивист Дмитрий Шуховцев.
В июне 2020 года активисты «Челябинск, дыши!» и их единомышленники заявили о выдвижении кандидатами в депутаты заксобрания. Практически сразу после этого Николай Сандаков разместил в Facebook двусмысленный пост следующего содержания: «Собираю список позитивных блогеров российского фейсбука. Или правильно сказать “перечень”? Как вообще правильно про этих двоих написать?»
От ответа на прямой вопрос в комментариях: «Зачем тебе, Николай? На выборы собираешься?» политтехнолог уклонился, написав следующее: «На высокоинтеллектуальные и оригинальные вопросы не буду отвечать, ладно?»
Сандаков едет в Челябинск на переговоры
В начале июня ряд СМИ сообщил, что Николай Сандаков подал заявление об условно-досрочном освобождении. В ближайшие дни его должен рассмотреть суд. Оснований для отказа в просьбе осужденного нет – во время отбывания наказания он соблюдал режим и не имел взысканий. Если все пойдет по плану, уже в июле Сандаков появится в Челябинске и сможет оказывать помощь местным общественникам.
Несколько челябинских политиков на условиях анонимности сообщили «Октагону», что представители администрации действующего губернатора Алексея Текслера рассматривают Николая Сандакова как реальную угрозу и готовы пойти с ним на переговоры.
Одним из сценариев соглашения может стать переезд Сандакова в другой регион взамен на гарантии его дальнейшего пребывания на свободе.
Однако есть и другие мнения.
– Я считаю, что возвращение Николая Сандакова в политику невозможно до того момента, пока не истечет срок его наказания. Человек, единожды «отравленный» политикой, обязательно в нее вернется. Будет ли Сандаков заниматься политикой в Челябинской области или в другом регионе – вопрос другой, – заявил один из близких друзей Сандакова, попросивший не называть его фамилию.
Руководитель коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко считает, что «дело Сандакова шито белыми нитками» и что «образ несправедливо пострадавшего человека может быть использован в политических целях». Но воспользуется ли такой возможностью Сандаков, эксперт прогнозировать не стал, предложив спросить об этом у самого Сандакова.
В политическое будущее бывшего вице-губернатора не верит представитель Агентства политических и экономических коммуникаций в Челябинске Андрей Лавров.
– Вероятность его возвращения в реальную региональную политику крайне мала. Условно-досрочное освобождение предусматривает определенные ограничения, при нарушении которых Сандаков может отправиться обратно в места заключения. Он может давать политические консультации неофициально, но даже о таких консультациях быстро станет известно. Зная про его инстинкт самосохранения, я склонен думать, что Сандаков не захочет рисковать, – пояснил Лавров.